Виктор Васнецов «Три царевны подземного царства», 1884 год
Художник Виктор Васнецов любил писать сюжеты на тему русских народных сказок, многие из которых мы знаем с детства. Картина «Три царевны подземного царства» не является исключением. Мы видим на ней трёх царевен, две из которых выглядят гордо и величественно, а одна — просто и скромно, да и к тому же одета в обычное чёрное платье. Почему же так получилось?
Картина Васнецова отсылает нас к сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое». Согласно сюжету этого произведения, Иван-царевич спускается в подземное царство, чтобы вызволить из плена свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, похищенную нечистым духом Вороном Вороновичем.
По дороге царевич встречает пленниц (в некоторых версиях — дочерей) Ворона — Медную, Серебряную и Золотую царевен. Девушки подсказывают Ивану, как освободить мать, и в благодарность царевич, возвращаясь из подземного царства, берёт их с собой. Вернувшись домой, он женится на Золотой царевне, а младших её сестер выдаёт замуж за своих старших братьев.
Однако на картине Васнецова хорошо узнаваема только одна царевна — золотая. А одна из героинь и вовсе на царевну не похожа, поскольку стоит в простом чёрном платье.
Дело в том, что художник создал это полотно по заказу промышленника Саввы Мамонтова, который построил Донецкую каменноугольную железную дорогу, а кабинет правления нового предприятия решил украсить картинами набирающего популярность Виктора Васнецова.
Живописец с радостью принялся за работу, однако сделал её в сказочном стиле. Его царевны олицетворяли богатства недр Донбасса: золото, драгоценные камни и уголь.
Поэтому-то девица в чёрном и выглядит так скромно, ведь она просто царевна каменного угля. Однако она намного ближе к народу, чем её высокомерные сёстры, и олицетворяет мудрый союз человека с природой.
Картина получилась замечательной, но члены правления не оценили её, посчитав слишком несерьёзной для такого предприятия.
Не приняло начальство железной дороги и две другие картины Васнецова — «Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами», которые тоже были нарисованы по этому заказу. Работы должны были воплощать сказочный способ передвижения и далёкое прошлое Донецкого края, но они показались руководству неуместными для служебного помещения.
Хотя эти картины были отвергнуты заказчиками, их высоко оценила публика. Брат Виктора Васнецова Аполлинарий писал ему о впечатлениях зрителей на картину «Три царевны подземного царства»:
«…Привелось ознакомиться с тем, как относится к твоей картине публика. Производит, несомненно, впечатление и нравится многим, но затрудняются содержанием, и мне привелось несколько раз вступить в объяснения сюжета. Что же касается меня лично, то я просто влюбился в черненькую, прелестна и золотая, но немного горда; одежда на последней, по-моему, сделана так, что ничего нет на выставке, что бы сравнилось по широте письма и натуральности…»
Не одобренные заказчиками картины определили дальнейшее творчество Васнецова, который стал часто обращаться к сюжетам русских народных сказок и былин. Именно этими сюжетами художник и привлёк к себе многочисленных поклонников, коллекционеров и меценатов.
Именно Васнецову доверили спроектировать пристройку главного входного зала к зданию Третьяковской галереи, ставшую визитной карточкой музея. Живописец творил в неорусском стиле, переосмысляя мотивы традиционного русского зодчества.