Александр Лактионов «Письмо с фронта», 1947 год
Эта солнечная картина знакома многим с детства. На ней изображены простые люди, читающие письмо. Судя по названию полотна, весточка «прилетела» с фронта. Жители дома улыбаются — сразу видно, что солдат прислал хорошие вести. Возможно, дело идёт к окончанию войны.
Полотно называется «Письмо с фронта» и основано на реальных событиях. Его создал художник Александр Лактионов, который в 1944 году из эвакуации прибыл в подмосковный Сергиев-Посад (Загорск) и поселился в Троице-Сергиевой Лавре, которая в то время использовалась под жильё и склады.
В 1945 году Лактионов получил заказ на картину, повествующую о жизни простых людей в тылу, однако мастер долго не мог придумать подходящий сюжет. Идея про письмо с фронта приходила ему в голову, но работа всё равно не клеилась. На помощь пришёл случай.
Однажды Лактионов встретил солдата, который, опираясь на палку, шёл по улице и явно что-то искал. Живописец предложил служивому помощь и выяснил, что военный ищет дом по определённому адресу, чтобы передать письмо с фронта семье своего однополчанина.
Когда пришли к месту, Лактионов увидел как все соседи адресата тут же высыпали во двор и стали внимательно слушать письмо, не пропуская ни единого слова. Мастер сразу же решил, что эта сцена и станет сюжетом его картины.
Художник был намерен писать с натуры, поэтому стал искать тех, кто был готов позировать. Модели нашлись почти сразу. Роль военного взял на себя 24-летний десантник Владимир Нифонтов, который был другом Лактионова. Несмотря на то, что на полотне солдат изображён хромым, самому Нифонтову посчастливилось вернуться с фронта целым и невредимым.
Для роли мальчика и девочки позировали сын Лактионова Серёжа и юная соседка семьи Рита Лобанова. Ритин папа пропал без вести подо Ржевом. Они с мамой какое-то время скитались, пока не приехали к родственникам в Загорск и не поселились в среднем ярусе крепостной стены Троице-Сергиевой Лавры.
Натурщицей для пенсионерки стала бабушка Риты, на тот момент ей было 57 лет. Пожилой женщине было сложно позировать длительное время, поэтому она надевала старые разношенные тапочки и при любой возможности всегда сбегала в огород.
Молодую лучезарную женщину сыграла соседка Лактионовых Ольга Быстрова, которой было 19 лет. Война забрала у девушки отца и брата. От них не пришло с фронта ни одной весточки. Соседи любили Ольгу за весёлый нрав и нескончаемый оптимизм. Её жизнь была тяжёлой, но она никогда не унывала.
Художник работал над полотном два года. Когда картина, наконец, была закончена, её отвезли в Третьяковкую галерею, где все работы проходили строгий отбор. На выставку должны были попасть самые лучшие произведения.
Сотрудникам галереи «Письмо с фронта» понравилось и его допустили к выставке. Но вскоре приехала правительственная комиссия, которая должна была оценить политический и идеологический компонент полотен. С этой точки зрения картину Лактионова забраковали, сказав, что она не соответствует советской действительности.
Было много вопросов: «Что это за безобразие? Почему советская семья выглядит так неприглядно? Что там за облупленные стены? Что за щели в полу? Почему люди так плохо одеты? В Третьяковку ходят иностранцы! Что они подумают о жизни советских людей?»
Сотрудники Третьяковки были в растерянности и не знали, что ответить, однако всё же уговорили комиссию повесить картину хотя бы в дальний и незаметный угол, чтобы она не бросалась в глаза посетителям.
В итоге картину повесили в маленьком зале между дверью и окном. Но это не помогло спрятать шедевр, и возле него стали собираться многочисленные зрители. «Письмо с фронта» вызвало сильный интерес у публики, что дало художнику стимул бороться с произволом партийных чиновников.
Лактионов переписал все отзывы о картине и стал рассылать их во всевозможные структуры. Его старания не прошли даром и отношение к картине было пересмотрено. В 1948 году полотно была показано на Всесоюзной художественной выставке в ГТГ. А позже художник сделал несколько авторских повторений для других музеев. Полотно стало так популярно, что часто печаталось в различных изданиях и даже на почтовых марках.