Жюль Бастьен-Лепаж «Сенокос», 1877 год
На этой картине мы видим мужчину и женщину, которые отдыхают в поле. На заднем плане — стога сена, редкие деревца и холмы. Большую часть полотна занимает скошенная трава. Однако в глаза бросается вовсе не она, а молодая девушка на первом плане. Она смотрит вдаль, а её мысли будто блуждают где-то далеко. Почему же её выражение лица такое странное?
Картина называется «Сенокос», а, значит, молодая пара отдыхает после работы. Они скосили много сена — оно повсюду на картине. Мужчина просто свалился с ног от усталости и сразу же уснул. Девушка не может уснуть от перенапряжения. Она смотрит в одну точку и словно находится без сознания. Таким выражением лица художник отобразил её крайнюю усталость.
Жюль Бастьен-Лепаж написал эту картину в стиле натурализма. Многие искусствоведы высоко оценили её правдивость и достоверность. Так писала об этой работе кандидат искусствоведения Нина Яворская:
Лучшая картина Бастьен-Лепажа «Сенокос», выставленная в Салоне 1878 года, далека от идиллической интерпретации крестьянской темы, которая характерна для других полотен художника. В ней правдиво изображены крестьяне, уставшие от работы под палящим солнцем. Выразительно переданы фигуры крестьянина, лежащего в изнеможении, и сидящей на земле крестьянки; во всей позе, в опущенных руках, в повороте головы женщины чувствуется усталость. Зритель ощущает, какого труда стоит этой женщине сделать сейчас хотя бы малейшее движение.
Жюль Бастьен-Лепаж писал и другие вариации картины на тему сенокоса. В некоторых из них участвуют те же герои. Например, девушка с первой картины здесь изображена с граблями.
Картины художника настолько реалистичны, что словно делают зрителя участником сюжета. Творчество Бастьен-Лепажа высоко ценили не только критики, но и его коллеги. Например, художник Виктор Борисов-Мусатов даже посвятил картинам знаменитого француза стихотворение:
Давно ли был мой идеал
Учитель Коновалов наш?
Но в Третьяковке побывал —
В мечтах один Бастьен-Лепаж.