Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасху», 1861 год
«Сельский крестный ход на Пасху» — одна из самых неоднозначных работ Василия Перова. В своё время она вызывала бурю негодования не только среди служителей церкви, но и среди художников. Павлу Третьякову поначалу даже пришлось снять картину с экспозиции. Почему же Перов изобразил крестный ход таким сатирическим?
На картине мы видим эпизод одного из самых почитаемых церковных праздников — Пасхи. Как можно понять из названия работы, здесь изображён крестный ход, вот только выглядит он довольно странно. Его участники настолько пьяны, что часть их даже не в состоянии передвигаться.
Сам батюшка еле-еле стоит на ногах и не может спуститься с лестницы. Рядом с ним лежит дьячок с кадилом, пытаясь встать. Оборванный старик несёт икону ликом вниз, даже не замечая этого. В центре изображения идут зажиточные крестьяне: на них хорошая одежда и сапоги. Примечательно, что один из них кажется абсолютно трезвым и, хотя он повёрнут к нам спиной, хорошо заметно его отрицательное отношение к происходящему.
Если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что все эти люди выходят вовсе не из церкви, как это принято на крестный ход, а из жилого дома. Да и время на картине не ночное, а вечернее. Почему же так получилось? Дело в том, что Перов изобразил не тот крестный ход, который происходит в нашем обычном понимании.
Мы знаем, что крестный ход представляет собой шествие, которое обычное проводится вокруг церкви в полночь. Однако в то время обычаи отличались от современных. С целью подзаработать священнослужители придумали так называемое славление на Пасху, в ходе которого участники крестного хода заходили в каждый дом и исполняли церковные песнопения.
Считалось, что такой обряд должен хорошо восприниматься крестьянами, поскольку их благословляют и желают удачного года. Хозяева домов должны были благодарить поющих деньгами или другими полезными дарами. Однако во время Пасхи на дворе стояла весна — время, когда все запасы уже закончились, последние деньги истрачены, а нового урожая ещё ждать и ждать.
Поэтому крестьяне считали такие посещения обдираловкой и вовсе не радовались им. Иногда и вовсе прятались у соседей. Те же, кто принимал у себя участников крестного хода, старались дать какую-нибудь мелочь или просто налить стакан спиртного. Учитывая, что процессия обходила несколько селений и сотни домов, можно предположить, в каком состоянии находились её участники.
Именно такой крестный ход и изобразил на своей картине Василий Перов. Он вовсе не хотел высмеять церковные обычаи, а лишь показал реалии, в которых вынуждены были существовать люди того времени. Да, батюшка пьян, но ведь он уже обошёл столько домов, где ему наливали. Хотя, конечно, он мог бы и не пить столько или не пить вообще.
Возможно, дом, который изобразил Перов — это деревенский кабак, который в то время ничем не отличался от простого жилища. Именно поэтому мы видим лежащих под ним людей. Кабатчик мог обильно угостить всех спиртным, что и привело к такому плачевному результату.
Реакция на картину
Реакция общественности на картину была неоднозначной. Например, критик Стасов назвал работу искренней и правдивой, отметив, что она передаёт реальные типы людей.
А вот художник Василий Худяков был очень возмущён и написал гневное письмо Павлу Третьякову, купившему «Сельский крестный ход»:
«А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки».
Художник Михаил Микешин тоже утверждал, что картина убивает высокое искусство и показывает непроглядную правду жизни.
Однако плохие отзывы не сломили Перова и он продолжил писать картины о тяжёлой крестьянской судьбе, не забывая критиковать духовенство. В 1862 году он создал картину под названием «Чаепитие в Мытищах», которая противопоставляла тучного монаха-чревоугодника и хромого инвалида войны с мальчиком-поводырем.
Смешная картина. Живая ))