Сельский крестный ход на Пасху. Почему герои картины Перова пьяны

Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасху», 1861 год

«Сельский крестный ход на Пасху» — одна из самых неоднозначных работ Василия Перова. В своё время она вызывала бурю негодования не только среди служителей церкви, но и среди художников. Павлу Третьякову поначалу даже пришлось снять картину с экспозиции. Почему же Перов изобразил крестный ход таким сатирическим?

Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасху», 1861 год
Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасху», 1861 год

На картине мы видим эпизод одного из самых почитаемых церковных праздников — Пасхи. Как можно понять из названия работы, здесь изображён крестный ход, вот только выглядит он довольно странно. Его участники настолько пьяны, что часть их даже не в состоянии передвигаться.

Сам батюшка еле-еле стоит на ногах и не может спуститься с лестницы. Рядом с ним лежит дьячок с кадилом, пытаясь встать. Оборванный старик несёт икону ликом вниз, даже не замечая этого. В центре изображения идут зажиточные крестьяне: на них хорошая одежда и сапоги. Примечательно, что один из них кажется абсолютно трезвым и, хотя он повёрнут к нам спиной, хорошо заметно его отрицательное отношение к происходящему.

Мужчина, повёрнутый к нам спиной, скорее всего трезв. «Сельский крестный ход на Пасху» фрагмент
Мужчина, повёрнутый к нам спиной, скорее всего трезв. «Сельский крестный ход на Пасху» фрагмент

Если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что все эти люди выходят вовсе не из церкви, как это принято на крестный ход, а из жилого дома. Да и время на картине не ночное, а вечернее. Почему же так получилось? Дело в том, что Перов изобразил не тот крестный ход, который происходит в нашем обычном понимании.

Мы знаем, что крестный ход представляет собой шествие, которое обычное проводится вокруг церкви в полночь. Однако в то время обычаи отличались от современных. С целью подзаработать священнослужители придумали так называемое славление на Пасху, в ходе которого участники крестного хода заходили в каждый дом и исполняли церковные песнопения.

Считалось, что такой обряд должен хорошо восприниматься крестьянами, поскольку их благословляют и желают удачного года. Хозяева домов должны были благодарить поющих деньгами или другими полезными дарами. Однако во время Пасхи на дворе стояла весна — время, когда все запасы уже закончились, последние деньги истрачены, а нового урожая ещё ждать и ждать.

Поэтому крестьяне считали такие посещения обдираловкой и вовсе не радовались им. Иногда и вовсе прятались у соседей. Те же, кто принимал у себя участников крестного хода, старались дать какую-нибудь мелочь или просто налить стакан спиртного. Учитывая, что процессия обходила несколько селений и сотни домов, можно предположить, в каком состоянии находились её участники.

«Сельский крестный ход на Пасху» фрагмент
«Сельский крестный ход на Пасху» фрагмент

Именно такой крестный ход и изобразил на своей картине Василий Перов. Он вовсе не хотел высмеять церковные обычаи, а лишь показал реалии, в которых вынуждены были существовать люди того времени. Да, батюшка пьян, но ведь он уже обошёл столько домов, где ему наливали. Хотя, конечно, он мог бы и не пить столько или не пить вообще.

Возможно, дом, который изобразил Перов — это деревенский кабак, который в то время ничем не отличался от простого жилища. Именно поэтому мы видим лежащих под ним людей. Кабатчик мог обильно угостить всех спиртным, что и привело к такому плачевному результату.

Реакция на картину

Реакция общественности на картину была неоднозначной. Например, критик Стасов назвал работу искренней и правдивой, отметив, что она передаёт реальные типы людей.

А вот художник Василий Худяков был очень возмущён и написал гневное письмо Павлу Третьякову, купившему «Сельский крестный ход»:

«А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки».

Художник Михаил Микешин тоже утверждал, что картина убивает высокое искусство и показывает непроглядную правду жизни.

Однако плохие отзывы не сломили Перова и он продолжил писать картины о тяжёлой крестьянской судьбе, не забывая критиковать духовенство. В 1862 году он создал картину под названием «Чаепитие в Мытищах», которая противопоставляла тучного монаха-чревоугодника и хромого инвалида войны с мальчиком-поводырем.

Василий Перов «Чаепитие в Мытищах», 1862 год
Василий Перов «Чаепитие в Мытищах», 1862 год
Оцените статью
Картины с историей
Комментарии: 1
  1. Роман

    Смешная картина. Живая ))

    Ответить
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: