Леонид Пастернак «К родным», 1891 год
На этом полотне мы видим двух молодых женщин, которые сидят в купе поезда. У одной из них на руках ребёнок, другая выглядит очень грустной и подавленной. Что случилось у этих барышень и куда они едут?
Барышни едут к своим родным, что можно понять из названия картины. Одна из них одета в траурное чёрное платье, значит, только что похоронила близкого родственника, возможно, мужа. Также, возможно, дама в чёрном едет на похороны одного из родителей.
Женщина в традиционном русском костюме — кормилица ребёнка. Такая одежда раньше была популярной униформой нянь-кормилиц. На ней сарафан, белая рубаха, бусы и кокошник синего цвета. Цвет кокошника говорит о том, что на руках у кормилицы мальчик. Няни девочек носили красные головные уборы.
Матерью ребёнка является дама в чёрном. Она имеет неплохое материальное положение, поскольку может позволить себе ехать первым классом.
В углу картины можно заметить округлую шляпную коробку, похожую на барабан. Раньше в таких дамы носили хрупкие дорогие шляпы. В ногах у женщин стоит плетёная корзинка из лозы. В таких часто брали с собой еду в дорогу.
Над головой у женщин прибита металлическая табличка, которая указывает, что дамы едут в купе для некурящих.
Сюжет картины, возможно, был навеян Пастернаку собственной семьёй. Ведь в период создания работы у художника родился первенец и он делал множество набросков с натуры, бесконечно зарисовывая свою жену, сына и кормилицу.
Однако материальное положение мастера в то время оставляло желать лучшего, поэтому его семья не могла передвигаться первым классом и пользовалась исключительно дешёвыми вагонами.
Весной 1891 года Леонид Осипович принял непростое для себя решение: отправил жену с маленьким Борей до конца лета в Одессу, к родителям жены, а сам остался в Москве.
Поезд на Одессу отходил поздно вечером. Посадив жену с годовалым ребенком в переполненный вагон, Леонид Осипович с тяжелым сердцем вернулся в разоренное семейное гнездо.
До Киева молодой женщине пришлось ютиться на боковом месте. Мимо них постоянно ходили люди. Ребенок спал у Розалии Исидоровны на руках. Только после того, как освободилось место в купе, ей удалось уложить ребенка и прилечь рядом с ним.
Так что на своей картине «К родным» Пастернак изобразил воображаемую сцену, «пожалев» своих героинь и усадив их в вагон первого класса. Но всё же сюжет был навеян ему собственными переживаниями.