Эдмунд Блэр Лейтон «Пока смерть не разлучит нас», 1878 год
На этой картине изображён свадебный обряд в просторной англиканской церкви. Жених с невестой только что обвенчались и идут по проходу, принимая поздравления от гостей. Вот только радости на лице новобрачных что-то не видно, да и у гостей тоже. Что же не так с этой свадьбой?
Картина носит характерное название «Пока смерть не разлучит нас». Казалось бы, эти слова являются обычной клятвой молодожёнов, однако внимательно посмотрев на картину, можно увидеть в них некий подвох.
Дело в том, что новоиспечённый супруг гораздо старше своей молодой избранницы — он буквально годится ей в отцы. Именно из-за этого и грустит невеста, ведь ей совсем не хочется выходить за старика. Вероятно, этот брак был заключён по расчёту, а его инициаторами были родители молодой красавицы, желавшие подобрать дочери выгодную партию.
Интересным персонажем является усатый молодой человек, стоящий слева. Он явно недоволен этой свадьбой, но не может ничего изменить, поэтому просто грустно смотрит, находясь в своих мыслях.
Скорее всего, этот молодой мужчина влюблён в красавицу-невесту, вот только его материальное положение и социальный статус сильно уступают достатку и положению пожилого соперника.
Молодая красавица, скорее всего, отвечала взаимностью статному ухажёру, но её родители посчитали правильным выдать дочь замуж не по любви, а по расчёту. В итоге, под руку с юной и прекрасной невестой по церкви идёт седой старец, а не молодой мужчина.
Если обратить внимание на гостей, то и там не найти счастливых лиц. Никто не спешит поздравлять новобрачных.
Женщины с правой стороны сочувственно смотрят на несчастную невесту, понимая, как тяжело ей сейчас приходится. Усатый мужчина сзади (вероятно, шафер) идёт, понуро склонив голову, словно здесь не свадьба, а похороны. Все понимают, что произошло, но изменить ситуацию невозможно.
Картину написал художник-прерафаэлит Эдмунд Лейтон, который был впечатлён полотном Василия Пукирева «Неравный брак», поэтому решил создать произведение со схожим сюжетом.
Согласитесь, в этих двух полотнах очень много общего. Даже женихи внешне похожи, правда у Пукирева он слегка постарше. В общем, сюжет, стар как мир, не меняясь в разных странах и в разные времена.