Дмитрий Левицкий «Портрет П. А. Демидова», 1773 год
На этой картине мы видим пожилого мужчину в роскошной домашней одежде. Одной рукой он указывает на растения в серебристых вазонах, а другой опирается на лейку. Всё вокруг говорит о шикарной и богатой жизни этого господина, который словно приглашает зрителя к себе в гости.
На портрете изображён Прокофий Акинфиевич Демидов — потомок тульских оружейников, собственник крупнейших горнопромышленных предприятий, меценат и статский советник. Будучи баснословно богатым, Демидов не отказывал себе ни в каких увлечениях, большинство из которых были весьма эпатажными.
Например, как-то летом Прокофию Акинфиевичу очень захотелось покататься на санях с горки. Он не растерялся и купил большое количество соли, после чего приказал своим крепостным рассыпать её в Нескучном саду для имитации снега. Прокатившись с ветерком, чудак успокоился, а москвичи ещё долго потом разбирали эту соль.
Демидов очень любил пошутить. Как-то к нему в сад повадились наведываться воры, которых никак не удавалось поймать. Тогда предприниматель решил перехитрить злоумышленников. Он убрал украшавшие сад итальянские статуи и поставил на их место голых крепостных мужиков, обсыпанных мелом. Воры были просто в шоке, когда ночью «статуи» вдруг «ожили».
Как-то раз Демидов организовал в Санкт-Петербурге праздник с большим количеством спиртного. Народ так дорвался до угощения, что после пиршества от алкогольного отравления скончалось более 500 человек.
Однако известен Демидов не только эпатажными выходками, но и хорошими поступками. Он много денег отдавал на благотворительность, пожертвовав более миллиона рублей и свой дворец на нужды Воспитательного дома, а также став членом опекунского совета.
Прокофий Акинфиевич делал многотысячные пожертвования на Московский университет, участвовал в создании Петербургского коммерческого училища и сам основал в Москве Демидовское коммерческое училище.
Кроме того, бизнесмен выкупил часть Нескучной усадьбы и создал там Нескучный сад, лично участвуя в высадке и разведении растений. Демидов активно увлекался садоводством и ботаникой, именно поэтому на своём портрете он изображён с лейкой, луковицами цветов и книгой по биологии.
Правой рукой предприниматель указывает на кадки с растениями, а также на стоящий вдалеке Воспитательный дом. Художник очень символично соединил эти детали, показывая, что Демидов одинаково бережно заботится как о растениях, так и о своих воспитанниках.
Цветок распускается в результате долгих и кропотливых усилий человека, который, в свою очередь, становится украшением государства и общества лишь после трудов, затраченных на его воспитание.
На картине Демидов изображён в дорогой домашней одежде из шёлка. Обычно в такой не ходили дома, а встречали гостей. При этом на герое картине надет домашний халат нараспашку, который символизирует то, что он считает зрителей картины своими близкими друзьями, настроен весьма дружелюбно и открыт для общения.
В выражении лица Демидова сочетаются насмешка и грусть, мудрость и чудаковатость, величие и простота. Тщательно подобранные символы-аллегории рассказывают нам о незаурядной, яркой и противоречивой личности этого человека.
Домашний костюм героя также говорит о неофициальном характере его деятельности. Художник умело показал нам с помощью красок и кисти, что можно творить общественное благое дело, не занимая государственных постов.
В настоящее время «Портрет П. А. Демидова» выставляется в Государственной Третьяковской галерее. Картина очень привлекает своей простотой, живостью, насыщенностью и большим размером.