Геннадий Добров «Портрет женщины с сожженным лицом»
На этой картине мы видим женщину, только очень трудно понять, что это действительно женщина. Её голова накрыта тёмный платком, а своё лицо она держит в руках. Почему же так получилось?
У этой женщины нет лица, но у неё есть имя. Её зовут Нюра Иванова. Накануне войны мужа Нюры, которого на без памяти любила, отправили в Брестскую крепость. Узнав о его гибели, женщина упала в обморок прямо лицом в горячую печь. Врачи сделали ей маску по довоенной фотографии.
Нюру нарисовал художник Геннадий Добров, который посвятил своё творчество трагедии войны. Во время создания портрета женщина пела песню «То не ветер ветку клонит», но её мотив был очень грустным, совершенно не похожим на песню, игравшую в то время по радио. На удивлённый вопрос художника Нюра сказала, что так грустно эту песню в глухих деревнях.
Через некоторое время Добров приехал к Нюре в гости из Москвы с подарками, но в интернате ему сказали, что она умерла. Маску положили ей в гроб.
Иванова Нюра не единственная жертва войны, которую изобразил художник. Таких было много. Это были одинокие инвалиды, которые вдруг внезапно исчезли из Ленинграда, Москвы и других крупных городов.
Исчезнувшие инвалиды
По словам очевидцев, в 1945 году в крупных городах Союза было огромное количество инвалидов войны. Это были калеки без рук, без ног, а порой и без всех конечностей. Часто они просили милостыни и искали другие возможности для пропитания. Огромные потери были не только среди военных, но и среди мирного населения, поэтому солдаты часто оставались одинокими. Некоторые не хотели возвращаться в деревни к семьям, чтобы не быть для них обузой.
Государство не имело возможности содержать их, но и выносить их присутствие в крупных городах страны-победителя Сталин не мог. Было решено избавиться от ветеранов-инвалидов. По словам очевидцев, это произошло буквально за одну ночь.
«ЕВГЕНИЙ КУЗНЕЦОВ. «ВАЛААМСКАЯ ТЕТРАДЬ». До сих пор не могу забыть Свердловск начала 50-х годов. Пленных немцев, идущих под конвоем и, главное, наших солдат, вернувшихся с войны инвалидами. Часто видел их у «американок», маленьких пивнушек, разбросанных по городу. Сколько мне тогда было? Лет 5-6, не больше… А перед глазами, как сегодня, тележка на подшипниках и человек на ней без ног, отталкивается от земли деревяшками, обмотанными тряпками… Потом они в одночасье пропали. Каких только слухов не ходило об их судьбе… Но все старались уверять себя и других, что о судьбе искалеченных фронтовиков государство позаботилось…»
Инвалидов, которые завели семьи и не занимались попрошайничеством, не трогали. Многие из таких работали вахтёрами, сторожами, сапожниками, учётчиками. Но беспризорные и безработные были вывезены из больших городах. Есть мнение, что часть из них просто убили. Об этом рассказывается в фильме «Бунт палачей».
Оставшихся в живых инвалидов отвезли в срочно организованные интернаты. Акция носила название «борьба с антиобщественными и паразитическими элементами». Условия пребывания в этих интернатах были совсем не гостиничными и мало чем отличались от тюремных.
Самый известный из таких домов инвалидов располагался на Валааме, где и сделал первые четыре портрета художник Геннадий Добров. Остальные 40 он написал в Карелии.