Фирс Журавлев «После венчания», 1880 год
На этой картине мы видим молодую женщину в подвенечном платье, которая совсем не выглядит счастливой. Судя по наряду красавицы, она только что вышла замуж, однако она настолько не рада этому событию, что находится в полуобморочном состоянии. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит?
Картину написал Фирс Журавлёв, который не был равнодушен к бесправному положению женщин в то время и создал на эту тему много работ. Полотно называется «После венчания» и рассказывает нам одну из историй неравного брака, который был очень распространён среди современников художника.
На картине мы видим молодожёнов, хотя молодой из них можно назвать только невесту. Стоящий в дверях жених довольно стар, большая разница в возрасте между супругами очевидна. Женщина находится в отчаянии оттого, что ей придётся сейчас провести ночь с неприятным стариком, который стал её мужем. С ним молодой красавице придётся провести лучшие свои годы.
Пожилой супруг уже открыл дверь и готов войти в опочивальню. На его лице прослеживается нескрываемая похоть, старика не волнуют желания чувства его жены. Он уверен в себе из-за того, что баснословно богат, поэтому не сомневается в том, что молодая жена никуда от него не денется.
В этой ситуации красавице можно только посочувствовать. Но что же заставило её выйти замуж за старца? Скорее всего, решение было принято родителями несчастной, а её саму даже не спрашивали. Возможно, девушка из бедной семьи, которая решила привести в порядок своё материальное положение.
Но даже в знатных и состоятельных семьях дочери не были вольны в выборе мужа — решение принималось родителями. Будь молодая красавицы бедна или богата, если её отцу был выгоден именно такой брак — она должна была подчиниться.
На картине хорошо видно, что юная супруга плохо себя чувствует. Она буквально находится в шоковом состоянии и не может прийти в себя. Помимо того, что её муж — старый и нелюбимый, он может быть ещё и тираном, с которым ничего нельзя сделать. Ведь замужняя женщина в то время была полностью подчинена супругу и не могла самостоятельно принимать никакие решения.
При желании мужа жена может рожать каждый год, а если он захочет запереть супругу в четырёх стенах — она должна будет подчиниться. Если мужчина захочет отдать детей на воспитание, скажем, своей матери, то отдаст, не спросив ни чьего согласия.
То есть даже, будучи замужем за богатым, женщина не имела фактически никаких прав. Единственный шанс для неё пожить нормально — это остаться богатой вдовой, ведь вдова могла по праву распоряжаться своим имуществом, деньгами, а также личной жизнью. Она имела право выйти замуж по любви.
Так что выйти за богатого старика и остаться через несколько вдовой было не так уж и плохо. Будем надеяться, что у героини картины жизнь сложится удачно, и она сможет выйти замуж по любви.