Абрам Ефимович Архипов «Прачки», 1897 — 1901 годы
На этой картине мы видим нескольких женщин, которые тяжело трудятся. У них усталый и измождённый вид. Обстановка в помещении крайне неблагоприятная: в тесной мрачной комнате стоит чад, в воздухе витает чувство безысходности и ощущение потерянной жизни и молодости. Кто же эти женщины на картине и что здесь происходит?
Женщины на картине — прачки. Художник Абрам Архипов увидел их однажды, гуляя по Москве и ища сюжеты для новых произведений. Мастер случайно забрёл в полуподвальную каморку возле Смоленского рынка. Работавшие там женщины рано потеряли свою красоту из-за непосильного труда и ужасных бытовых условий. Увиденное настолько поразило живописца, что он решил перенести это на полотно.
Архипов очень тщательно подошёл к написанию картины «Прачки», возвращаясь в прачечную снова и снова. Он приглашал женщин к себе для позирования и скрупулёзно выписывал все детали. Работа почти была готова, но вот однажды, спустившись в очередной раз в подвал, художник увидел сгорбившуюся и очень усталую старуху.
Эта опустошённая, вымотанная работой женщина, очень впечатлила мастера. Он тут же решает переписать картину заново.
«Я увидел, что всё совсем другое, чем то, что видел в первый раз, – объяснял Архипов. – Увидел старую женщину, она и сбила меня с толку – устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть – это более выразительно… Все живописно – пар клубится, усталость старухи…».
Художник полностью меняет концепцию картины «Прачки», сделав акцент на измождённой фигуре пожилой женщины.
Автор уменьшает количество персонажей, «приближает» героев и скрывает от нас лица молодых женщин. Возможно, художник не захотел обезображивать девушек, которые потеряли свою красоту из-за тяжёлой работы. Он даёт зрителю надежду на более счастливый исход жизни молодых героинь.
Картина, создававшаяся более трёх лет, было очень хорошо встречена критиками и другими художниками. Газеты писали:
«Картина «Прачки» ярким лучом светится на выставке. Это, пожалуй, лучшая и серьезнейшая работа этого высокоталантливого художника».