Константин Трутовский «Приезд учительницы», 1889 год
На этой картине мы видим молодую женщину, которая только что подъехала на санях к деревенскому облупившемуся домику. У неё много вещей, значит путница прибыла сюда надолго. Вот только сама она почему-то этому не рада. Давайте попробуем разобраться, в чём же причина грусти этой девушки.
Автор картина — художник Константин Трутовский, который любил писать жанровые и бытовые сцены. Это полотно называется «Приезд учительницы». Одежда женщины вполне себе городская, а пейзаж вокруг — деревенский, поэтому смело можно сделать вывод, что она приехала из города в деревню.
Судя по табличке над окнами с надписью «Сельская школа», учительницу привезли прямо к зданию школы с покосившимися ставнями. Возможно, здесь она и будет жить, а может её пристроят на постой к местному жителю. Деревенским учителям в то время полагалась бесплатная комната с кухней и отоплением.
На приезжую с интересом глядят местные ребятишки. Возможно, это ученики начальных классов, которые с нетерпением ждут, когда прибудет учитель, и они смогут посещать школу.
Только вот сама учительница почему-то совсем не рада новой жизни. Это легко понять — ведь она городская, и деревенская жизнь ей чужда. К тому же она оказалась вдали от родителей, друзей и знакомых.
Если мы перенесёмся в то время, то вспомним, что тогда почти не было никакой связи, даже стационарный телефон был огромной редкостью. Общаться на расстоянии можно было только с помощью писем, которые шли довольно долго.
Трутовский хорошо изобразил окружающую обстановку, чтобы зритель мог глубже прочувствовать состояние молодой городской женщины: бескрайние засыпанные снегом поля, обшарпанные домики, беспросветная тоска и ни одного близкого человека рядом. Так ей теперь предстоит жить долгие годы.
Жизнь учительницы в деревне омрачается ещё и тем, что у неё нет никакого шанса на карьерный рост, поскольку и карьерной лестницы-то среди сельских учителей не было. Чиновниками они не считались, да и университетов не заканчивали, поэтому будущее их было весьма туманным.
Приезжавшая в деревню учительница была обычно незамужней, а найти достойного мужа ей было проблематично. За простого крестьянина выйти она не могла. Разве что могло повезти с таким же, как и она учителем, ну или с фельдшером.
Сам художник с явным сочувствием относится к сельским учительницам. У него есть и другие подобные картины.
Например, на этом полотне под названием «Сельская учительница» молодая женщина тоже выглядит грустной, несчастной и обездоленной.
Глядя на этих учителей вспоминается цитата Чехова:
В учительницы она пошла из нужды, не чувствуя никакого призвания; и никогда она не думала о призвании, о пользе просвещения, и всегда ей казалось, что самое главное в ее деле не ученики и не просвещение, а экзамены. И когда тут думать о призвании, о пользе просвещения? Учителя, небогатые врачи, фельдшера при громадном труде не имеют даже утешения думать, что они служат идее, народу, так как все время голова бывает набита мыслями о куске хлеба, о дровах, плохих дорогах, болезнях… (с) Чехов «На подводе»