Август Эгг «Прошлое и настоящее», 1858 год
На этой картине мы видим семью, состоящую из мужа, жены и двоих дочек. Вот только здесь явно произошёл какой-то разлад — мужчина сидит, уставившись в одну точку, а его супруга лежит на полу и плачет. Давайте попробуем разобраться, что же здесь произошло?
Картина является частью триптиха «Прошлое и настоящее», который принёс своему создателю Августу Эггу мировую славу. Живописец изобразил историю из жизни зажиточной викторианской семьи, которая закончилась весьма трагично.
Как известно, Эгг всегда восхищался творчеством прерафаэлитов, поэтому их идеи оказали большое влияние на работы самого Эгга, в частности, и на этот триптих. Здесь зашифровано множество скрытых символов, которые косвенно рассказывают зрителю о произошедшем.
Например, на стенах по обе стороны зеркала можно увидеть портреты супругов. Только вот над портретом жены висит картины, изображающая изгнание Адама и Евы из рая, а над портретом мужа — изображение кораблекрушения.
По замыслу самого автора, в этой семье произошло разоблачение измены. Супругу попало в руки письмо с доказательствами адюльтера — именно его он крепко сжимает, думая, что же делать дальше. Жена, узнав об этом, рухнула на пол в полном раскаянии. Женщина рыдает, понимая, что теперь её жизнь пойдёт под откос.
Браслеты на её руках похожи на кандалы как символ неизбежности наказания за проступок. А раскрытая настежь дверь, отражённая в зеркале, символизирует последующее изгнание.
Особенно показательны две половинки яблока: одна половина лежит на столе с ножом, который пронзил его сердцевину, а другая половина выброшена на пол.
Чтобы позволить зрителю заглянуть в будущее героев картины, художник сделал триптих. Но второй его части мы видим двух сестёр, которые сидят у окна лунной ночью в очень скромной комнате.
Девушки смотрят в окно и, вероятно, вспоминают о том злосчастном дне, когда жизнь их семьи была безвозвратно разрушена. Судя по тёмному платью одной из дочерей, отец недавно скончался и девочки остались сиротами.
Их мать была изгнана из дома, отца не стало, и теперь будущее этих женщин весьма туманно. Обстановка их жилища гораздо более бедная, чем в предыдущем доме. По каким-то обстоятельствам девушки не могли остаться там жить и вынуждены были сменить жильё на более скромное.
Что же случилось с матерью?
Заключительная часть трилогии показывает нам нищенку, сидящую под мостом Адельфи в Лондоне. Вероятно, это место теперь — дом изгнанной женщины. Глядя на эту картину, зрителю становится понятно, что после разоблачения адюльтера, муж выгнал её, после чего она стала бездомной.
Если присмотреться, то можно увидеть на коленках женщины маленькие ножки. Значит, она родила ребёнка уже после того, как её выгнали. Под мостом обычно жили падшие женщины, и малыш, вероятнее всего, является плодом греха.
Примечательной деталью этой части триптиха являются афиши с говорящими названиями «Жертвы» Тома Тейлора (1857) и «Лекарство от любви» Тома Парри (1842). Обе пьесы повествуют о людях, оказавшихся в ловушках несчастных браков.
Также интересным штрихом является одинаковая луна на второй и третьей части триптиха. Это говорит о том, что мать и дочери смотрят на один и тот же пейзаж одной и той же ночью.
Август Эгг экспонировал свои работы на отдельной выставке, которая вызвала огромный общественный резонанс. Зрителю было предложено «прочесть» в этой трилогии судьбу некогда процветающей семьи, распавшейся из-за адюльтера. При этом первая картина триптиха была помещена в центре экспозиции, а две другие — по краям.
При этом изначально картины не имели названия. Для подсказок сюжета, художник оставил подпись: «4 августа. Только что узнал, что Б. умер больше двух недель назад, так что его бедные дети теперь потеряли обоих родителей. Слышал, что последний раз мать видели в пятницу возле Стрэнда, очевидно, ей негде было преклонить голову. Каково же было её падение!»
Зрителю предлагалось определить, следует ли женщину осуждать или же её нужно пожалеть. В викторианской Англии адюльтер имел гораздо более серьезные последствия для женщины, чем для мужчины.
В 1857 году лорд-канцлер засвидетельствовал, что «жена может… мириться с прелюбодеянием со стороны мужа; но муж не мог мириться с подобным поступком со стороны жены».
Неизвестно, когда именно этому триптиху было присвоено название «Прошлое и настоящее». Однако впервые оно появилось в печати 5 мая 1863 года в рекламе аукциона Christie’s в Times.