Матвеев Николай Сергеевич «Против воли постриженная», 1887 год
На этом полотне мы видим монахиню средних лет, которая держит свечу и крест. На полу лежат ножницы и прядь волос, а значит женщину постригли только что. Сзади стоят двое мужчин, один из которых явно доволен ситуацией. Второй является священнослужителем и не показывает никаких чувств по поводу случившегося.
Картина называется «Против воли постриженная», а значит женщина оказалась в монастыре против своей воли. Она явно недовольна уготованной судьбой и не хочет провести свои дни в душной монашеской келье. За что же она могла сюда попасть?
Произведение Матвеева отсылает нас к историческим событиям, которые происходили сотни лет назад. Тогда насильный постриг ожидал многих представительниц царских фамилий, которые могли выйти замуж только за юношу монаршей династии, а таких хватало далеко не всем. Так и отправлялись знатные и богатые девушки в монастырь в расцвете своих лет. Иногда для таких монахинь строились отдельные кельи и храмы, могла даже быть прислуга.
Однако от монастыря не были застрахованы и замужние царицы. Царь легко мог отправить на постриг опостылевшую или бездетную супругу. Об этом хорошо написал немецкий путешественник Адам Олеарий:
«Если супруги надоедят друг другу и не могут более жить в мире и согласии, то исходом из затруднения является то, что один из супругов отправляется в монастырь. Если так поступает муж, оставляя свою жену, а жена его получит другого мужа, то первый может быть посвящён в попы, даже если он раньше был сапожником или портным.
Мужу также предоставляется, если жена его оказывается бесплодною, отправлять её в монастырь и жениться через шесть недель на другой. Примеры подобного рода даны и некоторыми из великих князей, которые, не будучи в состоянии произвести со своими супругами на свет наследника или получая лишь дочерей от них, отправляли жён в монастыри и женились на других.
Первой их таких жён стала Соломония Сабурова, супруга Василия III. Они прожили в браке 20 лет, но царица так и не родила наследника. Царь сослал её в монастырь, а сам женился на Елене Глинской, которая и родила ему долгожданного сына. Этот мальчик впоследствии стал печально известным Иваном Грозным.
Ходили слухи, что Сабурова попала в монастырь уже беременной и родила там сына, назвав его Георгием. Дальше версии расходятся. Согласно одной из них, ребёнок умер в младенчестве, согласно другой — царица спрятала его у надёжных людей, а всех убедила в смерти малыша.
На картине Николая Матвеева предположительно изображена супруга Петра I Евдокия Лопухина. Царя женили на ней, не спросив его согласия. В браке родилось трое мальчиков, выжил из которых лишь один — Алексей.
Евдокия старалась быть хорошей женой, но Пётр так и не полюбил её. Промучившись в браке 10 лет, царь сослал опостылевшую супругу в монастырь. 29-летняя женщина, конечно, не хотела там находиться, но выбора у неё не было. Пётр не давал денег на содержание Евдокии, но к неё всё равно относились, как к государыне. Царя это очень злило и он даже обвинял бывшую жену в заговоре.
В монастыре Евдокия, в основном, жила как мирянка и даже умудрилась завести там роман. Она познакомилась с майором Степаном Глебовым и полюбила его. Они тайно встречались некоторое время. В то время Пётр сильно злился, что Евдокию многие поддерживают и уважают. Он послал к ней в монастырь капитана-поручика Скорнякова-Писарева, чтобы тот разведал, нет ли заговора. Скорняков-Писарев узнал о романе и доложил царю, в результате Глебов был казнён и умер в страшных муках.
После смерти Петра и Екатерины I, на трон взошёл Пётр II, внук Евдокии. Он вернул бабушку в Москву и заботился о ней. Её даже иногда видели при дворе. Бывшая царица жила в Новодевичьем монастыре и умерла в 62 года.