Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1880 год
«Лунная ночь на Днепре» — удивительная картина, которая была создана художником Архипом Куинджи в 1880 году. На ней мы видим уютную украинскую деревушку, которая расположилась на берегу Днепра. Она озарена зеленоватым лунным светом, который мягко разливается вокруг.
Мастер обладал уникальным зрением — он мог запоминать в цвете мгновения природных явлений, которые длятся минуты, а потом воспроизводить их на холсте. Репин писал о Куинджи:
«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи»
Когда Архип Иванович работал на «Лунной ночью на Днепре», он часто приглашал в мастерскую знакомых и друзей. Они с восхищением наблюдали на создающимся шедевром и новость о красоте картины быстро распространялась не только по Петербургу, но и по другим городам Российской империи.
Об удивительной картине услышал великий князь Константин Константинович Романов, который был президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Он сразу же приехал, чтобы увидеть её. Моментально влюбившись в ещё не готовый шедевр, князь тут же купил его за огромную по тем меркам сумму — 5 000 рублей. Он так описывал свои впечатления от приобретённого творения:
Я как бы замер на месте. Я видел перед собой изображение широкой реки; полный месяц освещает ее на далекое расстояние, верст на тридцать. Я испытывал такое ощущение, выходя на возвышенный холм, откуда видна величественная река, освещенная луной. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует.
На картине Куинджи все это выражено, при виде ее чувствуешь то же, что перед настоящей рекой, блестящей ярким светом посреди ночной темноты. Я сказал Куинджи, что покупаю его дивное произведение; я глубоко полюбил эту картину и мог бы многим для нее пожертвовать. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина.
Когда картина «Лунная ночь на Днепре» была закончена, её выставили в Петербурге, поскольку было невероятно много желающих взглянуть на удивительное полотно. Это был первый в истории российского искусства прецедент, когда на выставке демонстрировалась одна-единственная картина. При этом зрителям приходилось выстраиваться в очередь, чтобы взглянуть на неё.
Яркий зеленоватый лунный свет так очаровывал публику, что она не могла поверить в реальность происходящего. Некоторые даже заглядывали за картину, интересуясь, нет ли там лампы или другой подсветки. Работа Куинджи стала настоящей сенсацией в мире искусства.
Самое удивительное, что в создании этого шедевра автор в основном использовал всего два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. Но этом совсем не делает работу тусклой и однообразной, на ней практически отсутствуют одинаковые оттенки. Зрителю вполне понятно, что перед ним ночная деревушка, хорошо различаются хатки-мазанки, мельница, холмы и, конечно же, Днепр.
Поэт Я. Полонский писал о выставке:
Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались… Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?
Картина «Лунная ночь на Днепре» наделала много шумихи, какие только слухи не ходили по Петербургу! Говорили, что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии и даже прибегает к алхимии. Даже друзья-художники подозревали мастера в использовании магических красок, которые со временем могут потерять свой эффект.
Шумиха вокруг «Лунной ночи» была такая, что мастер решил уйти в затворничество на целых 20 лет. Правда до этого он сделал несколько повторений прославившей его картины. Одна из авторских копий называется «Ночь на Днепре». В настоящее время она выставляется в государственной Третьяковской галерее.
Чудо!!!