Леонид Соломаткин «Утро у трактира», 1873 год
На этой картине мы видим группу людей, которые столпились возле здания с красной вывеской «Трактира «Золотой бережок»». Они вглядываются в окна, стучат в двери, хотя на улице только-только заалел рассвет. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картину написал художник Леонид Соломаткин, который родился в бедной семье и с детства много работал, поэтому не понаслышке знал о жизни простых людей. Полотно носит название «Утро у трактира», что очень красноречиво говорит нам о том, что именно здесь происходит.
С трактирами живописец только был знаком очень хорошо. На пике своего успеха Соломаткин пристрастился к спиртному, что сильно понизило уровень его жизни. Художник часто скитался по трущобам, несмотря на то, что многие поклонники таланта мастера наперебой звали его к себе.
Живописцу предлагали жильё и содержание, чтобы только он спокойно жил и работал. Но всякий раз тот упорно отказывался: «Не могу, скучно станет, сбегу на другой же день. Нравится мне у кабака стоять. Тянет к голи кабацкой».
Целыми неделями Соломаткин скитался, пропадал неизвестно где, возвращаясь от одних приятелей, тёмных трущобных аборигенов, к другим, живущим в достатке, без гроша денег, босой, одетый чуть не в лохмотья.
Именно таких людей и изобразил художник на своей картине «Утро у трактира». Ещё толком не рассвело, а они уже толпятся у дверей питейного заведения с чайниками. Все эти люди — обездоленные бродяги, которые были постоянными спутниками Соломаткина.
Кто-то из этих людей хочет просто набрать кипятка, а кому-то не терпится опохмелиться после вчерашнего. К сожалению, именно такой образ жизни выбрал для себя талантливый и перспективный художник.
Из-за своего алкоголизма Соломаткин сильно нуждался, жил где придётся, много работал. Вот только картины из-за отсутствия средств он писал маленькими и делал на продажу много авторских повторений. Большое количество копий привело к тому, что картины этого художника часто подделывали, поэтому определить достоверность авторства некоторых картин даже сейчас не представляется возможным.
Картина «Утро у трактира» также неоднократно повторялась художником. Один из её вариантов был напечатан в сборнике «Архив книжных и художественных редкостей», его настоящее местонахождение до сих пор неизвестно.
Ещё одно повторение принадлежит филиалу Музея истории города в Петропавловской крепости. Однако эта картина нарисована значительно хуже оригинала, фигуры — дутые, цветовая гамма — белесая, стиль написания совершенно не соответствует Саламаткину. Наконец, подпись очень похожа на фальшивку, что даёт основание сомневаться в принадлежности полотна Соломаткину.
Незадолго до своей смерти Соломаткина случайно увидел его одногруппник по Академии Художеств Ледаков, которых позже поделился своими воспоминаниями.
«Войдя в комнату, он тихо и тяжело опустился на стул и не мог отдышаться. Потом так закашлялся, что не чувствовалось конца этому мучительному кашлю, ясно доказывающему, что лёгких уже не стало и жизнь художника на волоске…
Умираю от пьянства, — признался Соломаткин, — оглох, ослеп… как видишь, в чахотке… Еле ноги волочу… терплю нужду страшную… живу, где ночь, где день, — вот уже более десяти лет… Средств ровно никаких…»
В начале июня 1883 года Леонид Саламаткин умер в больнице для бедных и был погребён на Смоленском кладбище. «Санкт-Петербургский листок» выпустил по этому поводу некролог, в котором отозвался о художнике как о человеке «высокодаровитом», но «прожегшем свою жизнь». И это, увы, правда.