Норман Роквелл «Разрывая семейные узы», 1954 год
На этой картине мы видим двух мужчин — пожилого и молодого. Молодой пребывает в прекрасном расположении духа: он с нетерпением и интересом смотрит вдаль, явно желая ускорить ожидание. А вот пожилой герой картины сидит с понурым видом, словно переживает безвозвратную потерю. Что же здесь происходит?
Автор картины Норман Роквелл назвал своё произведение «Разрывая семейные узы», сюжет которого рассказывает о прощании отца со своим сыном.
Молодой парень из сельской глубинки отправляется учиться в университет, о чём свидетельствует красная наклейка на его чемодане. На нём надет хороший костюм, дорогие ботинки и нарядный галстук. Будущий студент очень заинтересован в поездке: он с нетерпением ждёт приближающийся поезд и мечтает о начале новой жизни. О том, что парнишка поедет именно на поезде, говорит кусочек рельса в нижнем углу картины.
Рядом сидит отец юноши с весьма удручающим видом. Он смотрит в противоположную сторону и сжимает в руках шляпу сына, явно не желая его отпускать. При этом мужчина понимает, что птенцы рано или поздно улетают из гнезда и ничего с этим нельзя поделать.
Все приготовления к поездке уже сделаны и обратной дороги нет. Отцу осталось лишь поднять сигнальный красный флаг и фонарь, чтобы остановить проезжающий поезд. Поезд, который надолго, а может и навсегда, увезёт его сына.
Особое место на картине занимает собака, которая грустно положила голову на колени юноши. Поклонники творчества Роквелла писали ему: «если отец не может показать, как он тоскует по случаю отъезда сына, то собака может».
Сюжет картины был навеян художнику его собственными переживаниями. Норман Роквелл был отцом троих сыновей, которые со временем стали уезжать из дома, покидая «семейное гнездо». Мастер решил воплотить свою тоску в жизнь, создав довольно реалистичное произведение искусство.
Именно свои чувства вложил художник в образ героя картины, передав ему все ощущения пустоты и грусти, возникающие при расставании с детьми.
Копия или оригинал
Картина Нормана Роквелла «Разрывая семейные узы» пользовалась огромным успехом и часто использовалась в качестве иллюстраций. Она участвовала в многочисленных выставках и даже послужила основой для сюжета одноимённого художественного фильма.
Полотно долгое время находилось в частной коллекции, а в 2003 году впервые за 25 лет было выставлено для публичного показа Музее Нормана Роквелла. Но оказалось, что зрители смотрели вовсе не на оригинал, а на копию. Где же был всё это время оригинал?
Картина «Разрывая семейные узы» была продана художником в 1962 году его другу карикатуристу Дону Трахту за 900 долларов. Новый владелец очень дорожил своей покупкой и отказывался продавать её даже за очень большие деньги.
Известен случай, когда Трахт отказал покупателю, предложившему ему за картину 35 000 долларов. Даже сам Роквелл написал тогда другу: «Ты просто спятил, что не продаёшь её — но я ценю твою верность».
В 2004 году Трахт переехал в дом престарелых, а его родственники решили отдать «Разрывая семейные узы» музею. По этому случаю создали специальную выставку, на которую съезжались зрители со всей страны.
Только вот некоторые гости музея и эксперты оказались не в восторге от шедевра. Они находили различия между ним и репродукцией на обложке журнала, на которой была впервые напечатана картина. Особенно отличалось лицо юноши.
Некоторое время несоответствие картин оставалось загадкой. Полотно, выставленное в музее, даже отправляли на специальный анализ и рентген, но исследование не показало абсолютно ничего.
Дети Трахта начали беспокоиться, как вдруг обнаружили в его доме тайник, в котором было восемь картин разных художников и среди них находилось полотно «Разрывая семейные узы» .
Оказалось, что Трахт в 1973 году со скандалом развёлся со своей женой Элизабет, а имущество, включая картины, необходимо было делить пополам. Будучи не в силах расстаться с шедеврами, Трахт сделал их копии, которые и разделил с супругой, а оригиналы спрятал.
Таким образом у него самого остался и оригинал, и копия «семейных уз». Учитывая, что сам Трахт был талантливым художником, подмены никто не замечал. Сами дети были в шоке, узнав о произошедшем, ведь о тайнике мог так никто и не узнать, и с картинами могло случиться всё, что угодно.
Когда же обманутая 92-летняя Элизабет узнала правду, то ответила, что ни на секунду не удивлена.