Генри Уоллис «Смерть Чаттертона», 1856 год
На этой картине мы видим лежащего на диване мужчину. Он довольно молод и одет по моде, однако лицо его выглядит слишком бледным. Что же с ним произошло?
Красивый и романтичный молодой человек на картине — это поэт Томас Чаттертон, которого решил увековечить на своём полотне художник Генри Уоллис. Юноша начал писать поэмы с 12 лет, выдавая их за труды средневековья, найденные в древней церкви и подписывая именем священника Томаса Раули.
Изучая церковь Св. Марии Рэдклиффской, Чаттертон обнаружил ларец, взломанный еще в 1735 году, хранилище приходских документов. В ларце осталось множество бумаг, книжиц, рукописей XV века, времён царствования Эдуарда IV, когда главой магистрата был Уильям Кэнинг. Чаттертон станет утверждать, что именно в этом ларце он и обнаружил стихи и прочие труды Раули. Для своих подделок юноша, как правило, использовал пергаменты из найденного ларца, предварительно выведя с них старые тексты.
«Находки» Чаттертона очень впечатлили его учителя и других эрудированных людей, которые знакомились с мистификациями.
Поэт писал и от своего имени, в том числе много сатирических произведений, которые охотно публиковали разные журналы. Однако публиковать поэмы «Томаса Раули»никто не хотел.
Чаттертон едва сводил концы с концами, но принимать помощь от друзей ему не позволяла гордость. 24 августа 1770 года поэт поднялся к себе в каморку на чердаке, расположенном в доме № 39 по Брук-стрит в Лондоне, и принял мышьяк. Ему было всего 17 лет. Именно момент гибели юноши и запечатлел Генри Уоллис на своей картине.
Мастер изобразил поэта лирическим героем, эдаким непризнанным гением, который не смирился с превратностями судьбы и свёл счёты с жизнью.
Художник очень тщательно отнёсся к работе и сделал множество эскизов, которые создавались непосредственно в той самой чердачной каморке, где и умер поэт.
Для образа уже мёртвого, но романтично-прекрасного юноши, художник выбрал яркие краски, которые выделяются на фоне общего минорного пейзажа.
Огненно-рыжие волосы поэта, растрепавшиеся по подушке, дают нам понять, что после смерти Чаттертон оставил частичку вечности в виде своего творчества.
На лице умершего нет страха и ужаса, он ушёл спокойно, хорошо осознавая на что идёт. Прекрасный образ поэта настолько затмевает убогую окружающую обстановку мансарды, что зритель начинает оценивать детали картины гораздо позже.
Британский историк Джон Уайтхед так описывал Чаттертона:
«Чаттертон – идеальный герой романтической литературы – гениальные способности, нужда, страдания, ранняя смерть, театральность поведения, наконец, сама маска, которую он по доброй воле надел на свое лицо, тайна, окружавшая его».
Удивительно, но поэмы Чаттертона всё-таки были опубликованы, однако это произошло после его гибели. Издатель, который отказывал поэту в печати, потом очень жалел, что не захотел поддержать юношу при жизни, чем обрёк его на смерть.