Дмитрий Белюкин «Зеркало», 1991 год
На этой картине художник изобразил старое разбитое зеркало, висящее на стене деревенского дома. Однако смысл сюжета заключён не в самом зеркале, а в его отражении, хорошо видном зрителю. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
В зеркальном отражении мы можем разглядеть троих мужчин, один из которых надевает полушубок. Двое других, внимательно следят за ним, не сводя глаз.
В руках одного из наблюдающих можно увидеть пистолет, а у другого — шашку на поясе. На их шапках налеплены красные звёзды, из чего можно сделать вывод, что они красноармейцы. Мужчины пришли раскулачивать или арестовывать главного героя, который растерянно смотрит в разбитое зеркало, мысленно прощаясь с домом, семьёй, а может и со своей жизнью.
Судя по фотокарточкам на стене, семья была зажиточной. Возможно, имелось неплохое хозяйство или даже небольшое производство. Однако в период коллективизации всё имущество людей изымалось, а самых «богатых» отправляли в Сибирь.
Тех же, кто сопротивлялся, арестовывали и увозили в неизвестном направлении. Кого-то даже расстреливали на месте. Во многих семьях сохранились подобные трагические истории.
Так вспоминает раскулачивание Южакова Евдокия Сергеевна 1931 года рождения, уроженка д. Н-Ашлык (Аромашевский район), имеет высшее педагогическое образование:
«… Дом сломали, увезли бревна. Все конфисковали: скот, муку. И в 24 часа сослали под конвоем сноху Пелагею с тремя детьми куда-то за Тобольск. А деда с бабушкой и двумя сыновьями (им лет по двенадцать было) — на Север, за Самарово, современный Ханты-Мансийск. Взять с собой ничего не разрешили: только немного сухарей, да из одежды то, что на себе. И под конвоем они поехали на подводе. Проводить их не разрешили. Мама говорила: «Я бежала за подводой по деревне, так, меня прикладами винтовок отогнали». Все, что было, забрали, все до единой картофелинки, чугунки, ложки, чашки, лопаты, грабли, ведерки и одежду, ту, которую можно считать одеждой. Даже отрезали пружину у зыбки, в которой лежала младшая сестренка Женя, ей было пять месяцев. Зыбку бросили на пол, забросали всяким барахлом. Мама в горе этого даже не заметила. Потом ушли в пригон за коровой (только она оставалась). Мама побежала следом, схватила корову за рога… А на нее наган наставили, как она говорила, со словами: «Убью, кулацкое отродье!».
Подобная история изображена и на картине Дмитрия Белюкина. Разбитое зеркало как символ несчастья открывает зрителю весь трагизм того периода истории.