Джордж Хикс Элгар триптих «Миссия женщины», 1862-1863 год
В Викторианской Англии женщины занимали второстепенное место, несмотря на то, что страной тогда правила именно женщина — королева Виктория. Для всех остальных представительниц слабого пола предназначение состояло лишь в супружестве и материнстве.
Главой семьи в ту пору был мужчина и все решения принимал тоже он. Жена была лишь его поддержкой и опорой, хранительницей домашнего очага (права на который у неё, кстати, тоже не было) и эту роль она должны была играть до конца своих дней.
В глазах закона женщина была всего-навсего придатком своего мужа. Она не имела права заключать контракт от своего лица, распоряжаться имуществом, финансами и представлять себя в суде… Помимо финансовой, существовала и еще более мучительная зависимость – отсутствие прав на детей. Рожденный в браке ребенок фактически принадлежал своему отцу (в то время как за незаконнорожденного несла ответственность мать). При разводе или раздельном проживании ребенок оставался с отцом или с опекуном, опять же назначенным отцом. Матери разрешались редкие свидания с ребенком.
Такое положение женщины в Викторианской эпохе часто попадало на полотна художников, которые принимали либо сочувствующую, либо осуждающую позицию. Выразил своё восприятие миссии женщины и живописец Джордж Хикс Элгар, который создал целый триптих на эту тему под названием «Миссия женщины».
Первая картина триптиха «Миссия женщины» носит название «Проводник по детству». Здесь художник изображает мать, которая помогает своему ребёнку делать первые шаги по дороге жизни.
На этой картине женщина выполняет свою родительскую функцию, являясь «ангелом-хранителем» для растущего малыша. Она обучает его всему и оберегает от неблагоприятных внешних воздействий.
Вторая картина триптиха носит название «Спутница зрелости». Здесь женщина представлена заботливой женой, успокаивающей расстроенного мужа. Он, вероятно, получил скорбное письмо, которое лежит на столе, и теперь нуждается в поддержке.
На картине хорошо видно, что женщина является хорошей хозяйкой: стол аккуратно накрыт для завтрака, а в вазе стоят свежие цветы. Сама она очень ухожена, имеет покорный и неконфликтный характер, в общем, идеальная представительница слабого пола того времени.
Третья картина называется «Утешение старости». На ней мы видим дочь, которая заботливо ухаживает за своим пожилым отцом.
Искусствовед Королевской академии художеств Том Тейлор считал, что на всех картинах изображена одна и та же женщина в роли матери, жены и дочери. Она представлена «в трёх фазах своих обязанностей ангела-хранителя».
Причём героиня триптиха имеет поразительное сходство с женой художника. Вероятно, такая женщина была идеалом для живописца, хотя, неизвестно, была ли на самом деле таковой его супруга.
Другой известный викторианский критик Джон Рёскин так писал о месте женщины на этой картине и вообще в жизни:
Сила женщины — в правлении, а не в битве, а её интеллект — не для изобретения или созидания, а для мягкого упорядочивания, приведения в порядок и принятия решения. Ее функция — похвала.
В викторианских текстах женщины описывались только как жены, дочери или матери. Свои личные желания они должны были подчинять стремлениям и нуждам семьи и общества. Считалось, что
женщина «ничего не имеет и есть ничто сама по себе…» и «может жить только существованием другого … »