Тивадар Костка Чонтвари «Старый рыбак», 1902 год
Художник Тивадар Костка Чонтвари не получил признания при жизни, но через 100 лет после своей смерти прославился благодаря своему творению «Старый рыбак». Теперь искусствоведы во всех его картинах ищут тайные смыслы и скрытые символы.
Тивадар Костка Чонтвари страдал от шизофрении. Все считали его сумасшедшим и не воспринимали всерьёз его творения. После своей смерти художник оставил более 150 работ. Когда его сёстры отнесли картины оценщику, то выяснилось, что стоимость творений равна нулю. Женщины решили, что можно продать хотя бы холсты и предложили оптом по низкой цене всё творческое наследие мастера.
Картины купил архитектор Гедеон Герлоци, опередив старьёвщика. Он разместил работы в Будапештской Школе изящных искусств, а позже представлял их на различных европейских выставках. Но всё это не приносило художнику успеха — он оставался известен лишь в узких кругах. Пока однажды кто-то не догадался приложить к картине «Старый рыбак» зеркало …
Что скрывала картина более 100 лет?
На картине изображена фигура пожилого мужчины, стоящего на берегу моря. Он опирается на посох и задумчиво смотрит вперёд. Его увядающая грубая кожа покрыта сетью морщин. Заметно, что рыбак несёт тяжёлое бремя работы и бытовых трудностей. Сквозь его взгляд можно ощутить огромный жизненный опыт.
Мы видим, что на море шторм. Волны разбиваются о берег, из труб прибрежных домиков валит густой дым. На линии горизонта расположены силуэты гор, покрытые молочным туманом. Однако по отношению к рыбаку пейзаж вторичен и играет лишь роль фона.
Ничем не примечательная картина много лет висела в музее, пока смотритель вдруг не решил приложить зеркало к её центру. И тут произошло чудо! Оказалось, что отражение с одной и с другой стороны — два абсолютно разных изображения.
Отражение правой половины – это добродушный седой старец, на фоне спокойной морской глади. Левая же часть отражает злобного мужчину в странной шляпе и с остроконечной бородой, позади которого стоит вулкан и взрываются бушующие волны.
Это открытие так поразило искусствоведов, что они начали череду поисков мистических намёков в работах Чонтвари. Добавлял масла в огонь тот факт, что при жизни мастер часто переходил на пророческий тон — он создал несколько аллегорических по смыслу философских трактатов.
Это произведение трактуют как символ двойственной человеческой природы: в одном и том же человеке может уживаться как светлая, так и тёмная сторона. Возможно, художник и сам всю жизнь бился между этими двумя путями, что и сказалось на его душевном здоровье.
Иногда картину называют «Бог и Дьявол», что снова отражает её дуализм. Рыбак представлен воплощением прожитой жизни и человеческой мудрости. Он показывает, как гармонично существует в каждом из нас плохое и хорошее, добро и зло, бог и дьявол. И привести их в равновесие – дело каждого человека.
В нашей стране этой картиной заинтересовались после выхода в эфир передачи «Что? Где? Когда?» от 1 октября 2011 года, в ходе которой зритель задал вопрос о картине «Старый рыбак».
У знатоков спросили:
«Некоторые искусствоведы полагали, что в этой картине художник хотел показать, что в каждом человеке живет и бог, и дьявол. С помощью чего они доказывали свое утверждение?»
Ответить на этот вопрос знатоки так и не смогли.