Дэвид де Гранж, «Семейство Солтонстолл», 1636 год
На этой картине мы видим мужчину, двух женщин и троих детей. Вроде бы это обычная семья, но с первого взгляда в глаза бросается какая-то странность. Кажется, что в этой семейной идиллии что-то не так. На самом деле история этого полотна рассказывает нам, что и в правду здесь не так всё просто, как кажется.
Картина называется «Семейство Солтонстолл». Она была написана в 1636 году, а её авторство традиционно приписывают Давиду де Гранжу, который также известен как создатель портретных миниатюр.
Считается, что на картине изображен сэр Ричард Солтонстолл (1595–1650) из графства Оксфордшир со своей семьей. Сэр Ричард овдовел в 1630 году, а в 1633 году женился во второй раз на даме по имени Мэри Паркер.
В 1636 году Ричард Солтонстолл решил заказать семейный портрет, но не придумал ничего лучше, как запечатлеть на нём обеих своих жён — живую и покойную. Современному человеку такое изображение семьи может показаться довольно странным, однако в те время это не было редкостью.
Бледная фигура в постели, скорее всего, является посмертным портретом его первой жены Элизабет Басс.
Женщина указывает ослабшей рукой на двоих дети, давая зрителю понять, что это её дети. Мальчик и девочка держат за руки друг друга и своего отца, образуя цепочку как привязанности, так и семейного единства. Мальчик — старший ребёнок, а в платье он одет потому, что в то время мальчики начинали носить бриджи только в возрасте шести или семи лет.
Странной деталью кажется то, что сэр Ричард Солтонстолл даёт умершей жене свою перчатку, снятую с руки. В средневековье рыцарь, отдающий перчатку с правой руки, считался вассалом того, кому вручал «залог». Вообще в то время перчатки были символом чести и достоинства, поэтому, возможно, Ричард так выражает чувство долга и благодарности по отношению к первой жене.
Ещё можно заметить, что «живой» рукой без перчатки он держит детей, а рукой в перчатке даёт другую перчатку ушедшей жене, что как бы разделяет живых и мёртвых.
Женщина, сидящая справа — это вторая жена Ричарда. Молодая Мэри Паркер держит на своих руках младенца, который, скорее всего, является одним из её сыновей. Это либо Джон, который родился в 1634 году, но умер почти сразу, либо Филипп, который родился в 1636 году. Большинство искусствоведов склоняются к тому, что на картине изображён второй сын Мэри.
Интересный момент: обе жены очень похожи между собой. Такое впечатление, что они сёстры, хотя на самом деле таковыми не являлись. Причём живая жена выглядит старше.
Красные драпировки большой кровати символизируют богатство и высокий статус, что не является случайностью, ведь род Солтонстолл был знатным и зажиточным. Слева и справа от кровати видны края богатого гобелена на стене — снова знак богатства.
Смешение фигур мёртвых и живых на картине перекликается с традициями погребальных памятников XVI и XVII веков, где скульптура супруга могла быть поставлена рядом со скульптурами его первой и второй жён, и все они сопровождались скульптурами живых и умерших детей.