Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой в этой заснеженной долине

Василий Верещагин «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», 1879 год

На этой картине мы видим заметённую снегом долину у подножья гор. Однако это не спокойный и размеренный пейзаж, как может показаться на первый взгляд. Если приглядеться, то на заднем плане можно увидеть подбрасывающих шапки и празднующих победу солдат. На переднем же плане художник изобразил убитых военных.

Василий Верещагин «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», 1879 год
Василий Верещагин «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», 1879 год

Картину написал известный художник Василий Верещагин в честь победы генерала Скобелева над турецкими войсками под Шипкой. Эта битва открыла русской армии дорогу на Стамбул и фактически поставила Турцию в невозможные условия для продолжения войны.

Верещагин лично находился на Балканах во время русско-турецкой войны и постоянно делал зарисовки и этюды. Когда художник вернулся на родину, он написал целую серию картин по мотивам увиденного.

Василий Верещагин «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», фрагмент
Василий Верещагин «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», фрагмент

Мастер хотел воссоздать детали батальных сцен максимально достоверно, для чего специально собирал на полях сражений оружие, мундиры и другие военные атрибуты. Работая над картинами в России, Верещагин два раза путешествовал по местам былых сражений.

Художник старался максимально передать зрителю ужасы войны, поэтому на переднем плане он поместил убитых солдат. И лишь вдали мы можем увидеть празднующих победу военных. Они выглядят очень мелко и не бросаются в глаза, в отличие от их убитых врагов и однополчан.

Василий Верещагин «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», фрагмент
Василий Верещагин «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», фрагмент

Верещагин не был баталистом. Его целью было не показать сами битвы, а донести горечь потери и ужасы разрушений.

Живописец называл войну «великой несправедливостью». Он говорил: «Передо мною, как перед художником, война, и ее я бью, сколько у меня есть сил, бью с размаху и без пощады».

На этой картине художник изобразил и себя — он в свите Скоблева в белом мундире. В этой работе мастер как-бы посмотрел на себя со стороны.

Картина впервые была показана публике в 1879 году на лондонской выставке Верещагина в рамках Балканской серии; русский зритель увидел ее на петербургской выставке 1880 года. Куплена Павлом Третьяковым вместе с несколькими другими полотнами Балканской серии.

Оцените статью
Картины с историей
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: