Илья Репин «Воскрешение дочери Иаира», 1871 год
На этой картине мы видим молодую девушку в белых одеждах, которая лежит на постели. На заднем плане стоят люди и чего-то ждут. Однако взор зрителя ложится на главного героя сюжета — мужчину в голубом одеянии, который держит девушку за руку. Что же тут происходит?
Картина «Воскрешение дочери Иаира» написана на основе библейского сюжета, согласно которому начальник синагоги Иаир попросил Христа об исцелении своей умирающей дочери. Иисус согласился.
И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря:
дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.
Иисус пошел с ним.
За Ним следовало множество народа, и теснили Его. <…>
Приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что ещё утруждаешь Учителя?
Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.
И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.
Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа́ куми́», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.
Именно этот эпизод и лёг в основу картины Ильи Репина «Воскрешение дочери Иаира». Однако реалистично написать работу художнику помогли собственные переживания из детства, когда он потерял свою родную сестру Устинью.
Устинье на момент смерти было 12 лет — ровно столько, сколько и дочери Иара. Мастер хорошо помнил, как оплакивали её уход мать и отец, какая тоскливая обстановка стояла в доме.
«Мне представилось то настроение, когда умерла моя сестра Устя, как это поразило всю семью и дом и комнаты – все как-то потемнело, сжалось в горе и давило».
Все эти впечатления, помогли Репину закончить картину «Воскрешение дочери Иаира», которая стала итогом его 7-летнего обучения в Академии художеств. Именно эта работа была дипломной и принесла художнику золотую медаль.
Репин долго и мучительно работал над проектом и даже несколько раз переписывал картину, не зная, что же ему поставить в центре сюжета. В итоге главным смысловым центром картины мастер сделал прикосновение руки Христа к руке дочери Иаира.
Удивительно, но соперником в получении золотой медали у Репина был Василий Поленов, который писал дипломную работу по аналогичному сюжету. В итоге золотые медали и право поехать за границу за казённый счёт получили оба мастера.