Василий Перов «Возвращение крестьян с похорон зимою», 1880 год
На первом плане этой картины мы видим группу женщин, которые, поддерживая друг друга под руки, медленно бредут через морозную зимнюю вьюгу. Следом идут мужчины с лопатами, понуро опустив головы. Что же здесь произошло?
Эта картина написана Василием Перовым, который основывал своё творчество на реалистичной передаче жизни простого русского человека с тяжёлой судьбой. Его работы не отличаются позитивом и яркими красками, а, наоборот, показывают нам самую мрачную сторону бытия.
На картине «Возвращение крестьян с похорон зимою», мы видим печальную сцену из жизни бедной крестьянской семьи. Поскольку на самом первом плане художник изобразил убитую горем женщину, можно предположить, что именно она похоронила сегодня мужа и стала вдовой.
Идущая сбоку девочка, вероятно, является дочкой умершего мужчины, а все остальные участники процессии — родственники и соседи покойного.
Художник очень реалистично показал горе людей, причём сделал это не только через их печальные лица, но и через окружающую обстановку. Лишь только взглянув на картину, зритель легко может понять, что на улице стоит лютый мороз и дует пронзительно холодный ветер, пробирая до костей несчастных крестьян и усилия их внутреннюю пустоту и горечь утраты.
Трудно сказать, вдохновлялся ли Перов при написании этой картины поэмой Некрасова «Мороз, Красный Нос», но определённо прослеживается связь между этими двумя произведениями. Хотя поэт описывает только процессию идущую на кладбище, обратная дорога представляется именно такой, как на картине Перова.
Чу! два похоронных удара!
Попы ожидают — иди!..
Убитая, скорбная пара,
Шли мать и отец впереди.Ребята с покойником оба
Сидели, не смея рыдать,
И, правя савраской, у гроба
С вожжами их бедная матьШагала… Глаза ее впали,
И был не белей ее щек
Надетый на ней в знак печали
Из белой холстины платок.За Дарьей — соседей, соседок
Плелась негустая толпа,
Толкуя, что Прокловых деток
Теперь незавидна судьба…
В картине «Возвращение крестьян с похорон зимою» Перов явно выражает сострадание к своим героям, стремясь малейшими деталями показать насколько им тяжело. Приглядевшись, можно увидеть, что у женщин слишком лёгкая обувь для такой погоды, а двое мужчин идут без шапок.
По развевающимся одеждам людей видно, насколько пронзительно дует ветер. Одной из женщин так плохо, что она даже не может идти — её ведут под руки.
В этой безотрадной сцене художник даёт зрителю понять, что героям тяжело не только в данный момент. Дальше их ожидает ещё более сложная жизнь, полная бесконечных забот, лишений и непосильного труда.
Картина «Возвращение крестьян с похорон зимою» была высоко оценена критика. Искусствовед Владимир Стасов так высказался о ней:
«…всякий день происходит на тысячу концов России, только никакой прежний живописец этого не видел и не останавливался на этом».
Сегодня эта картина Перова является частью экспозиции государственной Третьяковской галереи в Москве.