Андрей Рябушкин «Девушка-чернавушка побивает мужиков новгородских», 1898 год
На этой картине мы видим крупную женщину в пышном красном платье. В руках она держит коромысло, которым готовится ударить окружающих её мужчин. Давайте попробуем разобраться, что же тут происходит.
Картину написал художник Андрей Рябушкин, который в последние годы жизни увлёкся созданием иллюстраций к былинам. Полотно под названием «Девушка-чернавушка побивает мужиков новгородских» отсылает нас к славянской былине о богатыре Василие Буслаеве.
Василий Буслаев жил в Великом Новгороде со своей матушкой Амелфой Тимофеевной. Силы в нём было немерено, вот только использовалась она на драки, разбой и беспробудное пьянство. Весь Новгород страдал от проделок Василия и пытался образумить его с помощью матушки. Матушка корила своего сына за проделки, и тот не придумал ничего лучше, как позвать к себе всех желающих:
Хто хощет пить и есть из готовова,
Валися к Васке на широкой двор,
Тот пей и ещь готовое
И носи платье розноцветное! —
Розсылал те ерлыки со слугой своей
На те вулицы широкия
И на те частыя переулачки.
В то же время поставил
Васка чан середи двора,
Наливал чан полон зелена вина,
Опущал он чару в полтара ведра.
Во славном было во Нове-граде,
Грамоты люди шли прочитали,
Те ерлыки скоропищеты,
Пошли ко Васке на широкой двор.
Так Васька набрал себе дружину, с которой стал разоряться пуще прежнего. Никому покоя не давал. А потом и вовсе вызвал на бой всех мужиков новгородских.
Напущаюсь я на весь Нов-город битися-дратися
Со всею дружиною хоробраю —
Таковы мене з дружиною побьете Новым-городом,
Буду вам платить дани-выходы по смерть свою,
На всякой год по три тысячи;
А буде же я вас побью и вы мне покоритися,
То вам платить мне такову же дань! —
И в том-та договору руки оне подписали.
Был тот бой долгий и кровопролитный. Мужики не выдержали и пошли за помощью к матери Василия с богатыми дарами. Стали уговаривать её, чтобы та угомонила сыночка.
Матера-вдова Амелфа Тимофеева!
Прими у нас дороги подарочки,
Уйми свое чадо милоя, Василья Буславича!
Матушка приняла подарки и послала за сыночком девушку-чернавушку, которая «схватила Ваську во белы руки и притащила к матушке на широкой двор». Откуда у девушки такая силища, в былине не указывается, но, возможно, это связано с почитанием родителей в те времена — слово матери было для Василия законом, поэтому он пошёл с чернавушкой добровольно.
Однако на этом проявление сил чернавушки не заканчивается. Без Василия его дружина начала проигрывать битву новгородским мужикам. Побежали они к чернавушке и попросили вернуть Ваську обратно. Тут подбежали новгородские мужики и хотели было напасть на девицу, но не тут-то было.
И тут девушка-чернавушка,
Бросала она ведро кленовоя,
Брала коромысла кипарисова,
Коромыслом тем стала она помахивати
По тем мужикам новогороцкием,
Прибила уж много до смерте.
Именно этот момент и изобразил на своей картине Андрей Рябушкин. Его чернавушка — это не просто девушка, а самая настоящая гром-баба, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт.
Удивительно, что в этой былине новгородские мужики показаны какими-то слабыми и беззащитными. Ладно Василий со свой дружиной, но чтобы девица разогнала толпу мужиков, пусть даже и коромыслом — это довольно странное событие.
Далее в былине сказывается, что чернавушка снова привела Ваську Буслаева на бой. Новгородские мужики опять побежали к его матушке, принесли ей золота и серебра, а также пообещали платить ей дань в год по три тысячи. Снова послала Амелфа Тимофевна чернавушку, чтобы та воротила Василия домой.
Былина заканчивается тем, что вроде как там все помирились, а мужики новгородские «покорилися и сами поклонилися». Вот такая странная былина о богатыре-разбойнике, его матушке, могучей девице и новгородских мужиках.