Почему на картине «Рыбная ловля» художник изобразил Толстого без штанов

Наргиз Бунин «Рыбная ловля», 1903 год

Эта картина под названием «Рыбная ловля» получила широкую огласку и оказалась в центре скандала. Были те, кто посчитал её отвратительной, но нашлись и ценители такого творчества. Однако как-бы там ни было, шумиха вокруг полотна поднялась нешуточная. Что же стало причиной такого ажиотажа?

Наргиз Бунин «Рыбная ловля», 1903 год
Наргиз Бунин «Рыбная ловля», 1903 год

Всё дело в том, что на картине художник изобразил не простых рыбаков, а очень известных личностей: Льва Толстого, Антона Чехова и Илью Репина. Правда все мастера предстают здесь в очень неприглядном виде — без штанов. Что заставила Наргиза Бунина нарисовать их в таком виде?

«Петербургская газета» от 6 марта 1903 года утверждает, что всё началось с другой картины — с портрета Льва Толстого кисти Репина. На нём живописец изобразил писателя без обуви, а тот ответил:

Илья Репин «Лев Николаевич Толстой босой», 1901 год
Илья Репин «Лев Николаевич Толстой босой», 1901 год

Благодарю вас, Илья Ефимович, что, разув меня, вы оставили на мне хотя бы панталоны.

Вероятно, Наргиз Бунин, решился на ещё больший ажиотаж. Он решил снять с Толстого то, на что не решился Репин. Но почему же попал в сюжет и сам Репин? Чем не угодил художнику его коллега?

Давая интервью газете «Новости дня» 24 марта 1903 года, сам Бунин отметил:

Я уважаю Толстого, как писателя и большого романиста, но его чудачества я всегда находил нелепыми и никогда не одобрял тех, кто возводил Толстого в культ. Это абсолютно слепое поклонение Толстому я всегда считал диким и смешным. В моей картине, однако, против Толстого ничего нет. Если я нарисовал около него Репина, то потому, что тот возводит Толстого в культ. Ведь в каких только позах и картинах не перерисовал Репин Толстого…

Наргинз Бунин считал, что Репин поклоняется Толстому и хотел высмеять это таким странным способом.

Наргиз Бунин «Рыбная ловля», фрагмент
Наргиз Бунин «Рыбная ловля», фрагмент

Общественность же по разному восприняла такую смелую картину. Например, столичный журналист Любошиц написал на полотне слово «мерзость», а тем, кто попытался его остановить сказал:

Первому, кто меня тронет, я дам пощечину! Я сделал это сознательно! Еще вчера я провел весь день с графом Толстым. Сегодня же вижу на выставке эту возмутительную мазню! Никто меня не смеет задержать. Я сам останусь. Пошлите за полицией.

Полиция прибыла, и Любошица арестовали на шесть дней. Были те, кто поддержал журналиста, но скандальная картина притягивала посетителей, как магнит, пока в конце концов её не сняли с выставки.

Картина Наргиза Бунина с надписью "мерзость"
Картина Наргиза Бунина с надписью «мерзость»

Впрочем, не все так осудили картину. Например, писатель Фёдор Сологуб предложил просто по новому взглянуть на неё:

Понимаю, что содержание картины может шокировать людей фешенебельного круга, но не понимаю, что в ней скандального. Говорят, что публику особенно привлекают в этой картине и соблазняют изображенные на ней, среди разных других предметов, ноги людей, занятых рыбной ловлей: эти-то ноги и делают картине рекламу. Если это так, то право, странная публика. … Да почему бы, наконец, не посмотреть и на эту картину с символической точки зрения и не увидеть в ней не простых рыбаков и не простые сети, а ловцов, уловляющих вселенную.

Не смотря на всеобщий ажиотаж, сам Толстой был абсолютно спокоен по поводу картины. На вопросы журналистов он отвечал так:

Я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему…

Оцените статью
Картины с историей
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: