Григорий Мясоедов «Земство обедает», 1872 год
Произведение «Земство обедает» является визитной карточкой художника Григория Мясоедова. На ней мы видим крестьян, который сидят под зданием земства и принимают свою скудную пищу. В советское время эту картину преподносили как типично передвижническую.
Тогда было принято считать, что бедные просители пришли решить свои вопросы, но застали земство за обедом. Официант, который моет за окном посуду, может вызвать предположение, что обед был шикарным, что резко контрастирует с хлебом и луком крестьян.
Было ещё одно объяснение картины: мол, помещики выгнали на улицу другую часть земского собрания — крестьян, и пока те глодают краюху хлеба, сами кушают со смаком.
Давайте попробуем разобраться, так ли всё было на самом деле?
Григорий Мясоедов родился в Новосильском уезде Тульской губернии, поэтому очень хорошо знал жизнь этих мест. Не исключено, что художник нарисовал здание земства Новосиля, описание которого в отчётах совпадает нарисованным на картине.
Земства в то время играли роль органов местного самоуправления. Уездное земство включало периодически собираемое земское собрание и постоянно действующую управу из четырёх членов и председателя.
Деятельность земств в то время была очень вялой. По данным сохранившихся отчётов, Новосильское земство обеспечивало постоем войска, чиновников и полицию, регулировало запасы зерна и денег, поддерживало в рабочем состоянии мосты, содержало одну больницу, двух врачей и восемь фельдшеров. Небольшую дотацию от земства получали содержатели школ и совсем немного уходило на благотворительность.
Бюджет земства составлял 48 тысяч рублей в год, при этом с крестьян брали только 22 тысячи (примерно 20 копеек в год с человека). Такая сумма сопоставима с годовым жалованьем управляющего железной дорогой того времени. Поэтому крестьяне на картине выглядят очень спокойными. Их устроит любое решение вопроса повестки собрания, поскольку с них всё равно соберут мало налогов, но и услуг они получат тоже мало. Видно, что мужики даже не пытаются обсуждать друг с другом поставленные на собрании вопросы.
Почему же крестьяне сидят на улице? Дело в том, что помещение было маленьким и душным. На всех даже не хватало стульев. Обедали участники собрания не за счёт земства, а за свой собственный, поэтому крестьяне не хотели тратить лишних денег и скидываться с дворянами на общий стол. В полуденное время мужики привыкли просто перекусывать, поэтому едят обычных хлеб, который удобно брать с собой в дорогу.
Что касается бедности этих крестьян — вопрос также спорный. На них на всех целая обувь (двое даже в сапогах), на некоторых крашеная одежда, на одном добротный полушубок. У стоящего крестьянина в полосатых штанах и вовсе модно подстриженная борода, скорее всего, он посещал парикмахера. Так что мужики на картине совсем не бедствуют, как это принято считать.
В то же время дворяне не нажили от земской деятельности капиталов. Зарплата председателя управы была 700 рублей в год, а у её членов по 600. Услугами земства баре не пользовались — бесплатно не лечились, бесплатные школы не посещали. При этом налоги платили по той же ставке, что и крестьяне.
Таким образом, мы видим, что сюжет картины не такой уж удручающий. Крестьяне — полноправные участники собрания и никто не выгонял их с обеда, вышли они сами посидеть на улице под солнцем в соответствии со своими привычками. Мужики никуда не спешат и ничего не ждут: они прибыли в город на собрание, которое продлится неделю.
На картине скорее удивляет спокойствие и равнодушие крестьян, которые не проявляют никакого интереса к решению вопросов родного уезда. Но мы не может знать, какие именно мысли вкладывал в картину художник. Возможно, земско–провинциальная лень была для мастеру такой же очевидной, как и для героев произведения.