Николай Пимоненко «Жертва фанатизма», 1899 год
На этой картине мы видим группу людей, которые приближаются к прижавшейся к забору девушке. В руках у воинственно настроенной толпы палки, жители машут кулаками и явно настроены на что-то недоброе. Чем же провинилась эта юная крестьянка, чем вызвала такую неистовую злобу людей?
Николай Пимоненко написал свою картину по мотивам реальных событий, которые произошли в местечке Кременец на Волыни. Художник прочёл в газете заметку про то, как члены еврейской общины избили девушку, полюбившую парня другой национальности и другой веры.
В отличие от большинства художников, изображавших те или и иные стороны еврейской жизни, и, в общем-то, сочувственно относившихся к их своеобразной и нелегкой жизни, Пимоненко выступил как обличитель религиозной нетерпимости, религиозного фанатизма, национальной замкнутости евреев.
Из-за своей любви девушка приняла христианство, чем вызвала мощный гнев со стороны членов общины. На картине мы видим почти самый пик расправы. Люди набросились на несчастную, схватив что под руку попало. Она прижалась к забору, пытаясь спастись, но при этом понимает, что убежать ей не удастся.
Помощи девушке тоже ждать неоткуда. Её родителей мы можем увидеть с правого края картины. Мать закрыла лицо руками и горько плачет, а отец поднял руку и делает отталкивающий жест, словно отрекаясь от дочери.
Не очень понятно, куда делся любимый человек девушки, и почему он не мог за неё вступиться. Возможно, он испугался за свою жизнь и не оценил, что ради него невеста отреклась от веры.
Художник специально сделал небо тёмный-серым, намекая на приближающуюся бурю. По сюжету картины понятно, что девушка не сможет избежать расправы. Если она останется в живых, то, скорее всего, будет изгнана из общины.