Василий Пукирев «Неравный брак», 1862 год
На этой картине мы видим церемонию венчания в старинной церкви. На первом плане изображена молодая красивая невеста, которая протягивает руку для обручального кольца. Чуть дальше стоит жених. Он намного старше своей суженой — настолько, что годится ей не то что в отцы, а даже в деды.
Давайте попробуем окунуться в историю этой картины и разобраться, что заставило юную красавицу выйти за старца.
Картина написана Василием Пукиревым в 1862 году и называется она «Неравный брак». Эта работа является самым популярным полотном художника и известна многим ещё со школы.
Сюжет стар как мир: молодая девушка из бедной семьи вынуждена вступить в брак с богатым стариком. В те времена этот вопрос был особенно болезненным как для России, так и для многих других стран. Однако Пукирева побудила написать такую картину не только остро-социальная проблема, но и личная история.
Сюжет картины происходит в полумраке церкви, где собралось множество гостей. На первом плане изображена настолько юная невеста, что она кажется совсем ещё ребёнком. У девушки очень грустный и обречённым вид, словно она идёт не замуж, а на заклание.
В противовес новобрачной изображён очень старый жених, которому явно за 60 лет. Разница в возрасте между молодожёнами огромная. Мужчина является бывшим военным в высоком звании, о чём свидетельствуют орден и крест Святого Владимира.
Сжатый воротник придаёт жениху застывший вид, словно он памятник или покойник. Старик лишь слегка поворачивает голову в сторону своей молодой невесты и смотрит на неё с большим интересом и вожделением.
Особого внимания заслуживает шафер, стоящий прямо за невестой. Недовольный мужчина, скрестивший на груди руки, очень похож на самого Василия Пукирева, что говорит о собственной любовной драме живописца.
Художник Сергей Грибков, который был другом Пукирева, знал реальную историю этой картины, о чём пишет Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи»:
Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой.
Невеста, изображённая на картине — Прасковья Матвеева Варенцова, в которую был влюблён Пукирев. Художник сделал ей предложение, но родители девушки отвергли его, подобрав дочери более подходящую по их мнению партию. В результате юная красавица была выдана замуж за князя Павла Цицианова.
Сама Прасковья Варенцова совершенно не могла иметь права голоса в выборе жениха. Она была внебрачным ребёнком, но её отец, который был родом из известной княжеской семьи, принимал в участие в судьбе девушки. Естественно, Варенцовы не могли позволить Прасковье выйти замуж за какого-то художника и сами выбрали ей того мужа, какого посчитали нужным.
Эту версию подтверждает эскиз картины, изображающий лицо старца. Надпись на обороте гласит: «Пукиревъ. Этюдъ къ картине «Неравный брак» (Третьяк. гал.) Ниже: Писано съ князя Циціанова».
Также подтверждением этой версии служит рисунок, написанный карандашом в 1907 году В. Д. Суховым, на котором написано:
«Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».
Этот рисунок Третьяковская галерея приобрела в 2002 году. Он и смог пролить свет на многие неясности, связанные с историей картины «Неравный брак». В чертах женщины на портрете действительно прослеживаются черты героини картины Пукирева.
Подпись на рисунке показывает, что брак со старцем не принёс Прасковье счастья и богатства — свои годы она доживала в богадельне.
Сам Пукирев тоже не был счастлив, хотя картина «Неравный брак» в одночасье прославила его и сделала знаменитым художником. Кроме того, полотно произвело определённый эффект в обществе и, как выразился Репин, «много крови испортило не одному старому генералу». Например, историк Н. И. Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке.
«Неравный брак» сразу же был куплен Павлом Третьяковым и помещён в Третьяковскую галерею, где находится и по сей день.