Почему эта летняя картина подверглась критике и была «изгнана» из Минского музея

Александр Лактионов «Летом», 1951-1954 гг.

На этой картине мы видим двух девочек, которые сидят на лавке и читают газету. Вернее читает старшая, а младшей читать вообще не хочется. Скорее всего, её ждут друзья, чтобы идти вместе купаться.

Александр Лактионов «Летом», фрагмент
Александр Лактионов «Летом», фрагмент

Купающаяся ребятня хорошо видна на заднем плане картины. Дети плескаются в реке и бегают по бережку, наслаждаясь яркими и солнечными летними деньками.

Идея создания этого произведения пришла к художнику, когда он отдыхал с семьёй на Истре в 1951 году. Лактионов увидел, как купаются ребятишки, и ему очень захотелось запечатлеть этот кусочек лета на полотне. Так появилась на свет эта замечательная картина.

Изначально мастер хотел изобразить четырёх детей, читающих газету, но в итоге ему позировали только две его дочери. Причём писал он их без предварительных этюдов. Работа заняла у художника долгих три года — он закончил полотно только в 1954 году.

Александр Лактионов «Летом», фрагмент
Александр Лактионов «Летом», фрагмент

Пережившему войну Лактионову, удалось написать невероятно пронзительную картину о счастливом детстве и надежде на лучшее будущее. И надежда эта разлита в солнечных бликах, голубоватом знойном небе, сочной зелени и безмятежных лицах детей, озарённых внутренним светом.

Но как и другую картину Лактионова «Письмо с фронта», картину «Летом» тоже ждали проблемы с пресловутыми критиками. Дело в том, что при написании этого шедевра, художник изучал дореволюционные техники живописи. Чтобы сделать картину максимально точной, он готовил по старинным рецептам темперу и даже специальный грунт, который потом смешивал с масляными красками. Именно такой изобретательности мы и обязаны прекрасной сохранностью картины – сегодня она выглядит так, словно едва успела высохнуть.

В итоге, очередная советская комиссия обвинила мастера в почти фотографической точности в передаче деталей и фактур, из-за чего картина «Летом» и была «изгнана» из Минска. Минский художественный музей, в собрании которого хранилась эта работа, решил избавиться от «ненадежного» полотна.

Сегодня искусствоведы признают Александра Лактионова превосходным мастером портрета и жанровой живописи, а картина «Летом» представляется шедевром. В настоящее время она является частью коллекции Государственного художественного музея Алтайского края в Барнауле.

Оцените статью
Картины с историей
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: