Генрих Фюсли «Сон пастуха из оперы «Потерянный рай»», 1793 год
Картину создал швейцарский и английский живописец Генрих Фюсли, который очень любил использовать в своём творчестве образы сновидений.
Фюсли увлёкся поэзией Джона Мильтона ещё в молодости, когда он жил в Швейцарии. Поэма «Потерянный рай» особенно привлекла внимание художника. К ней обращались и многие другие романтики, желая проиллюстрировать отдельные эпизоды.
Картина «Сон пастуха» изображает строки из первой книги поэмы, в которых падшие ангелы в Зале Пандемониума в Аду сравниваются с эльфами, завораживающими проходящего крестьянина своей музыкой и танцами:
Малютки-эльфы, что в полночный час
На берегах ручьев и на лесных
Опушках пляшут; крестьянин запоздалый
Их видит въявь, а может быть, в бреду,
Когда над ним царит Луна, к земле
Снижая бледный лёт, — они ж, резвясь,
Кружатся, очаровав его весёлым пеньем…
И сердце его сразу же забилось от радости и страха.
Вместо того чтобы изображать эльфов танцующими, как это обычно делалось, автор представляет их взявшимися за руки и кружащимися над спящим пастухом, которому это видится во сне. Выходя из темноты, они образуют вихрь света над его головой, к которому одна из фей прикасается волшебной палочкой.
В нижнем левом углу сидящая на корточках ведьма только что вытащила из земли мандрагору с цветком. В противоположном углу на больших каменных ступенях сидит королева Мэбс, несущая кошмары. К ней цепью прикреплен ребенок-монстр, демонический инкуб, который указывает на спящего человека.
Поднимающаяся по ступеням позади них обнаженная фея, причесывающая волосы, берёт свои корни из фольклора английского графства Шропшир. Согласно легенде, эти обнаженные существа соблазняют ничего не подозревающих путешественников, одолевают их и крадут всю их одежду.
Фюсли очень любил писать картины на темы, связанными со всем сверхъестественным и мистическим . Его современники поговаривали, что художник перед сном ел сырое мясо или принимал опиум, чтобы ему приходили зловещие галлюцинации. Поэтому не удивительно, что все рисунки и картины мастера похожи на сны или фантазии.
Часть критиков считала, что Фюсли испортил мораль своим зловещим оккультизмом, а другие, наоборот, полагали, что его стиль положил начало викторианской сказочной живописи.