Генрих Фюсли «Сон пастуха из оперы «Потерянный рай»», 1793 год
Картину создал швейцарский и английский живописец Генрих Фюсли, который очень любил использовать в своём творчестве образы сновидений.
![Генрих Фюсли «Сон пастуха из оперы "Потерянный рай"», 1793 год](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2021/04/t00876_10-800x570.jpg)
Фюсли увлёкся поэзией Джона Мильтона ещё в молодости, когда он жил в Швейцарии. Поэма «Потерянный рай» особенно привлекла внимание художника. К ней обращались и многие другие романтики, желая проиллюстрировать отдельные эпизоды.
Картина «Сон пастуха» изображает строки из первой книги поэмы, в которых падшие ангелы в Зале Пандемониума в Аду сравниваются с эльфами, завораживающими проходящего крестьянина своей музыкой и танцами:
Малютки-эльфы, что в полночный час
На берегах ручьев и на лесных
Опушках пляшут; крестьянин запоздалый
Их видит въявь, а может быть, в бреду,
Когда над ним царит Луна, к земле
Снижая бледный лёт, — они ж, резвясь,
Кружатся, очаровав его весёлым пеньем…
И сердце его сразу же забилось от радости и страха.
Вместо того чтобы изображать эльфов танцующими, как это обычно делалось, автор представляет их взявшимися за руки и кружащимися над спящим пастухом, которому это видится во сне. Выходя из темноты, они образуют вихрь света над его головой, к которому одна из фей прикасается волшебной палочкой.
В нижнем левом углу сидящая на корточках ведьма только что вытащила из земли мандрагору с цветком. В противоположном углу на больших каменных ступенях сидит королева Мэбс, несущая кошмары. К ней цепью прикреплен ребенок-монстр, демонический инкуб, который указывает на спящего человека.
![Генрих Фюсли «Сон пастуха из оперы "Потерянный рай"», фрагмент](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2021/04/t00876_10-1-800x599.jpg)
Поднимающаяся по ступеням позади них обнаженная фея, причесывающая волосы, берёт свои корни из фольклора английского графства Шропшир. Согласно легенде, эти обнаженные существа соблазняют ничего не подозревающих путешественников, одолевают их и крадут всю их одежду.
Фюсли очень любил писать картины на темы, связанными со всем сверхъестественным и мистическим . Его современники поговаривали, что художник перед сном ел сырое мясо или принимал опиум, чтобы ему приходили зловещие галлюцинации. Поэтому не удивительно, что все рисунки и картины мастера похожи на сны или фантазии.
Часть критиков считала, что Фюсли испортил мораль своим зловещим оккультизмом, а другие, наоборот, полагали, что его стиль положил начало викторианской сказочной живописи.