Бартоломе Эстебан Мурильо «Две женщины в окне», 1660 год
Предполагается, что это полотно было написано по заказу фламандских либо голландских купцов, проживавших в Севилье и знакомых с жанровым стилем фламандских художников.
![Бартоломе Эстебан Мурильо «Две женщины в окне», 1660 год](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2023/02/bartolome-esteban-murilo-dve-zhenshhiny-v-okne-1660-god-667x800.jpg)
На картине художник изобразил двух улыбающихся женщин, одна из которых откровенно смеётся, прикрывая лицо платком. Смеющаяся героиня кажется гораздо старше той, которая просто улыбается проходящим мимо людям. Это может говорить о том, что они сёстры, а также о том, что старшая может быть наставницей молодой.
На первый взгляд картина кажется достаточно безобидной, однако критики разглядели в ней скрытый непотребный подтекст. Всё дело в том, что гравюрная копия полотна работы Хоакина Бальестера, сделанная, когда картина Мурильо принадлежала герцогу Альмодовару-дель-Рио, называлась «Галисийки». А в конце XVIII века женщины из испанской провинции Галисия иногда имели репутацию проституток, что предполагает, что картина воспринималась как представляющая любовное предложение. Картина даже выставлялась под названием «Испанские куртизанки».
![Бартоломе Эстебан Мурильо «Две женщины в окне», фрагмент](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2023/02/bartolome-esteban-murilo-dve-zhenshhiny-v-okne-fragment-800x620.jpg)
Однако позже искусствоведы стали ставить под сомнение такую трактовку сюжета, ведь красавицы выглядят достаточно прилично и даже целомудренно. Во всяком случае споры по этому поводу ведутся до сих пор.
Известно несколько копий картины, одна из них известна по аукциону коллекции Сульта в 1852 году (сейчас в частной коллекции). Оригинал полотна хранится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.