Валентин Фёдорович Папко «Даже не снилось. Утро 22 июня 1941»
На этой картине мы видим молодую семью, которая мирно спит ранним утром. Вот только утро оказалось совсем не добрым: за большим панорамным окном мы видим низко летящие вражеские самолёты, которые готовы стереть деревню с лица земли.
Эту картину написал современный художник Валентин Папко. Называется она «Даже не снилось. Утро 22 июня 1941». На первый взгляд полотно призвано рассказать об ужасах войны и нести историко-художественную ценность, но на самом деле это произведение изобилует ляпами, который просто не могло быть в то время.
Валентин Папко — заслуженный художник РФ. И надо отдать ему должное — картина написана довольно реалистично. Все детали хорошо и тщательно прорисованы, даже люди кажутся настоящими. Но при этом есть очень много «но».
Начнём с общего впечатления — картина выглядит ну очень современной. Она совершенно не производит впечатления, что действие происходит в 1941 году. Белоснежное постельное бельё, крашеные белокурые кудри молодой мамы, голубой комбинезончик с капюшоном у ребёнка — всё это выглядит чужеродно, если понимать, что дело происходит в деревне 80 лет назад.
Да и сама кровать слишком шикарная для того времени, тем более, что она ещё и двуспальная. А что за странная люлька у ребёнка? Она почти не имеет бортиков. Одно неловкое движение малыша — и он окажется на полу.
Очень странной деталью является икона над кроватью. Во-первых, иконы над кроватями не вешали. Во-вторых, в 1941 году их вообще в домах не вешали. В то время вера была под запретом, а за иконы можно было отправиться в места не столь отдалённые. Даже если иконы у людей были, то их прятали, а не вывешивали на общее обозрение.
Дальше смотрим на улицу и видим какое-то жёлтое поле, похожее на степи Казахстана. Ни заборчика, ни деревца, ни зелёной травы. Если художник хотел изобразить созревшую рожь, то в июне месяце она ещё так не выглядит.
Даже само окно вызывает очень много вопросов. Огромное панорамное окно в деревенском доме! Могло ли такое быть? Чаще всего окна были небольшими, чтобы сохранять тепло, и уж точно не ставили под них кровати.
Ну и, конечно, самолёты не могли лететь по деревне так низко. На картине они вот-вот врежутся в окно. Да и могли ли люди спать под такой гул при открытой форточке?
Посыл автора понятен — он хотел передать шаткую границу между миром и войной, но картина у него получилась совершенно фантастической, не имеющей ничего общего с реальностью. Поэтому настоящих чувств она не вызывает.