Федор Решетников «Достали языка», 1943 год
На этой картине мы видим простых дворовых мальчишек, которые увлечённо во что-то играют. У них в руках самодельное оружие, а на головах — каски и военные фуражки.
Картину написал знаменитый художник Фёдор Решетников, известный своими работами «Опять двойка» и «Переэкзаменовка». Дети были любимыми героями сюжетов этого живописца. Не стала исключением и картина «Достали языка», на которой изображены мальчишки, затеявшие совсем не детскую игру. Ребята инсценируют самый настоящий военный сюжет — захват языка.
Тактический приём «захват языка» широко применяется в военном деле с целью выведать информацию противника. Разведчики должны поймать вражеского офицера, владеющего ценными данными и привести его в штаб своего войска. После чего у «языка» различными способами выпытываются нужные сведения.
Метод захвата языка широко применялся в том числе и во времена Великой Отечественной войны. А как мы видим, картина Решетникова написана в 1943 году, то есть в самый разгар военных событий. Дети копируют всё, что происходит со взрослыми, поэтому и выбрали такую совсем не детскую игру.
Сюжет этой картины вполне реален. Решетников подсмотрел его, прогуливаясь по московским улочкам. Художника заинтересовала затея мальчишек, и он решил воплотить её на холсте.
На картине хорошо виден лидер мальчишек — белокурый парень в пилотке с красной полосой. Он очень уверен в себе, его окружают преданные «боевые товарищи», готовые в любую минуту вступиться за своего «командира». Младший смотрит на «военачальника» с нескрываемым восхищением, явно уважая его.
Но где есть лидер, там есть и аутсайдер, которого по каким-то причинам невзлюбили в компании. На картине Решетникова таковым является щупленький мальчик в шортах, играющий роль фрица.
Напомним, что на дворе стоит 1943 год — самый разгар войны, поэтому добровольно играть роль лютого врага никто бы не захотел. Мальчик явно не хочет быть немцем — на картине хорошо видно, как он сопротивляется. Но он не может вырваться из цепких рук «бойцов», один из которых даже наклонился к нему, словно объясняя: да чего вырываться, это же такая игра.
Картина была представлена на выставке «Героический фронт и тыл» в 1944 году, но особого восхищения не получила. Её не стали популяризировать, как остальные работы из детского цикла Решетникова. Почему же так получилось?
И искусствоведы, и зрители усмотрели в сюжете полотна вовсе не игру, а момент расправы над более слабым товарищем. За какие такие заслуги его сделали фрицем? Что такого сделал этого маленький щуплый мальчуган, вдруг заслуживший роль самого лютого врага того времени?
На картине изображена самая настоящая сцена травли неугодного, поэтому её не стали продвигать и полотно не получило такой популярности как «Опять двойка». В настоящее время эта работа Решетникова является частью коллекции Брянского художественного музея.