Карл Брюллов «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)», 1827 год
На этой картине мы видим молодую женщину, которая держит висящую на кусте гроздь винограда. Полотно пронизано позитивом и солнечным светом. Кажется, что тут всё идеально. Однако критикам не очень понравилась главная героиня, и художнику пришлось даже оправдываться за её внешность.
Картину создал известный живописец Карл Брюллов, который творил, в основном, в стиле классицизма и романтизма. Его полотна отличаются реалистичностью и эффектностью, они позволяют зрителю погружаться в сюжет, словно становясь его частью.
Изображённая на картине «Итальянский полдень» девушка стоит на лестнице с откинутой головой и собирает виноград. В её лице абсолютно не видно усталости, наоборот, она вся сияет, улыбается и радуется жизни. Крупные серьги, жгуче-чёрные волосы, свободная одежда — всё это подчеркивает очарование южной красавицы.
Работая над полотном «Итальянский полдень», мастер старался придать деталям максимальную достоверность. Натурщицей для героини стала настоящая итальянка, а писал картину художник в настоящем винограднике, озарённом полуденным солнцем.
С точки зрения художественной стилистики произведение кажется безупречным, однако Брюллов получил на него ряд нелестных отзывов, из-за чего даже разорвал отношения с Обществом поощрения художников.
Собственно, это Общество и являлось заказчиком картины. Её попросил написать император Николай I в пару к картине «Итальянское утро» Брюллова, которая была подарена ранее его супруге Александре Фёдоровне. Однако героиня полотна «Итальянский полдень» показалась заказчикам слишком полной.
Вот какое письмо получил художник:
«Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса».
То есть натурщица оказалась недостаточно изящной, за что художнику пришлось оправдываться. Вот, что он ответил критикам:
«Причиной моей погрешности было желание отличить сию картину и самим отличием форм от первой картины, представляющей подобный же предмет; найдя же, что правильные формы все между собою сходствуют, как-то особенно заметно в статуях, где сия чистота форм необходима, и что в картине посредством красок, освещения и перспективы художник приближается более к натуре и имеет некоторое право отступить от условной красоты форм, я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй».
При этом Брюллов был, конечно, расстроен и раздражён такими замечаниями. Нелестный приём картины и необходимость оправдываться заставили художника принять решение, которое привело к крутому повороту в его судьбе. Мастер решил разорвать отношения с Обществом поощрения художников и отказаться от их пенсиона, пустившись в свободное плавание.
Между тем, император полотно оценил. И «Итальянское утро», и «Итальянский полдень» висели в Зимнем дворце в личных покоях императрицы Александры Фёдоровны. В настоящее время «Итальянский полдень» является частью коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге.