Чем критикам не понравилась картина «Итальянский полдень»

Карл Брюллов «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)», 1827 год

На этой картине мы видим молодую женщину, которая держит висящую на кусте гроздь винограда. Полотно пронизано позитивом и солнечным светом. Кажется, что тут всё идеально. Однако критикам не очень понравилась главная героиня, и художнику пришлось даже оправдываться за её внешность.

Карл Брюллов «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)», 1827 год
Карл Брюллов «Итальянский полдень», 1827 год

Картину создал известный живописец Карл Брюллов, который творил, в основном, в стиле классицизма и романтизма. Его полотна отличаются реалистичностью и эффектностью, они позволяют зрителю погружаться в сюжет, словно становясь его частью.

Изображённая на картине «Итальянский полдень» девушка стоит на лестнице с откинутой головой и собирает виноград. В её лице абсолютно не видно усталости, наоборот, она вся сияет, улыбается и радуется жизни. Крупные серьги, жгуче-чёрные волосы, свободная одежда — всё это подчеркивает очарование южной красавицы.

Работая над полотном «Итальянский полдень», мастер старался придать деталям максимальную достоверность. Натурщицей для героини стала настоящая итальянка, а писал картину художник в настоящем винограднике, озарённом полуденным солнцем.

Карл Брюллов «Итальянский полдень», 1827 год
Карл Брюллов «Итальянский полдень», фрагмент

С точки зрения художественной стилистики произведение кажется безупречным, однако Брюллов получил на него ряд нелестных отзывов, из-за чего даже разорвал отношения с Обществом поощрения художников.

Собственно, это Общество и являлось заказчиком картины. Её попросил написать император Николай I в пару к картине «Итальянское утро» Брюллова, которая была подарена ранее его супруге Александре Фёдоровне. Однако героиня полотна «Итальянский полдень» показалась заказчикам слишком полной.

Вот какое письмо получил художник:

«Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса».

То есть натурщица оказалась недостаточно изящной, за что художнику пришлось оправдываться. Вот, что он ответил критикам:

«Причиной моей погрешности было желание отличить сию картину и самим отличием форм от первой картины, представляющей подобный же предмет; найдя же, что правильные формы все между собою сходствуют, как-то особенно заметно в статуях, где сия чистота форм необходима, и что в картине посредством красок, освещения и перспективы художник приближается более к натуре и имеет некоторое право отступить от условной красоты форм, я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй».

При этом Брюллов был, конечно, расстроен и раздражён такими замечаниями. Нелестный приём картины и необходимость оправдываться заставили художника принять решение, которое привело к крутому повороту в его судьбе. Мастер решил разорвать отношения с Обществом поощрения художников и отказаться от их пенсиона, пустившись в свободное плавание.

Между тем, император полотно оценил. И «Итальянское утро», и «Итальянский полдень» висели в Зимнем дворце в личных покоях императрицы Александры Фёдоровны. В настоящее время «Итальянский полдень» является частью коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге.

Оцените статью
Картины с историей
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: