Жан-Жорж Вибер «Эврика!», конец XIX века
На этой картине мы видим молодого епископа, который развалился в кресле в вальяжной позе с ухмылкой на лице.
В комнате, где сидит священнослужитель, богатый и изысканный интерьер, которые бывают только во дворцах. Перед епископом стоит роскошный секретер, на котором мы видим разложенные бумаги и листок, похожий на письмо. В руках у священнослужителя перо, но выражение лица у него такое, как будто он не решает будничные церковные дела, а пишет любовное послание даме сердца.
Молодой человек одет в ярко-красную рясу, а позади него стоит ваза с роскошным букетом красных цветов.
И ярко-красный цвет, и интерьер, и самодовольная ухмылка епископа совершенно не вяжутся с духовностью и с образом священнослужителя. Почему же художник изобразил епископа таким образом?
Жан-Жорж Вибер часто рисовал жанровые сцены и одним из направлений были сцены с представителями духовенства.
В 18-19 веках во Франции архиепископы и епископы имели очень большие доходы и жили, как светские аристократы, в роскошных дворцах, часто устраивая пышные приёмы. Вопреки церковным канонам, они имели любовные связи и щедро одаривали своих фавориток.
Художник не раз общался с представителями высшего духовенства, и видя их такой образ жизни, проникся к ним глубоким презрением.
Он написал целую серию картин, в которых саркастически высмеивал недостойное поведение епископов, их роскошный образ жизни и низменные интересы.
Вибер изображал епископов играющими друг с другом, лениво сидящими на стуле и смеющимися, играющими на инструменте и участвующими в разных увеселительных мероприятиях, которые не имели ничего общего с религией, которую они исповедовали.
Так, на одной из картин, художник изобразил кардинала, одетого в нарядную ярко-красную ризу, красную мантию, с орденом на груди, самодовольно стоящего со скипетром в руках. На заднем плане картины мастер поместил павлина, распустившего хвост, явно проводя параллель между священнослужителем и птицей. Название картины «Прихорашивающийся павлин» точно описывает отношение художника к представителям высшего духовенства.
Саркастическим изображениям Вибера придавало остроту использование художником ярко красного цвета и включению мельчайших деталей, чтобы придать композиции уникальное ощущение достоверности.
«Нельзя отрицать, что священники, начавшие моё образование, признавали во мне ораторские способности, потому что планировали сделать из меня проповедника. Я советую вам говорить о священниках! Разве вы не всегда говорили, что художник должен рисовать только то, что он видит? Я не виноват, что видел их так близко», — писал художник.
В то время презрение к духовенству в народу выросло до такого уровня, что эти саркастические нападки художника были приняты обществом на «ура» и картины Вибера пользовались необычайным успехом.