Джудит Лейстер «Предложение», 1631 год
На этой картине мы видим молодую женщину, которая занята шитьём в комнате поздним вечером. Единственный свет в помещении исходит от лампы-лучины, стоящей на столе, наполняя окружающее пространство глубокой зловещей тенью. Рядом стоит немолодой мужчина в меховой шапке и протягивает нашей героине горсть монет. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Картину написала нидерландская художница Джудит Лейстер, которая любила работать в стиле жанровой живописи. Несколько её полотен изображают женщин за домашними занятиями, что было новым для живописи 1620—1630-х годов. Не стала исключением и картина «Предложение», полное название которой — «Мужчина, предлагающий деньги женщине».
Сюжет этой работы необычен для голландского искусства того времени, хотя он тесно связан с несколькими визуальными и символическими традициями. Здесь мы видим явно непристойное предложение, на которое героиня картины будто бы не собирается соглашаться.
Мужчина похотливо улыбается и держит женщину за плечо. Он хочет купить любовь за деньги и почти уверен в том, что у него сегодня вечером всё сложится так, как он и задумал. Но, скорее всего, наглец будет отвергнут скромной красавицей.
Художница нарочито сделала мужчину тёмным пятном на картине, а женщину светлым, чтобы показать грань между добром и злом.
Героиня сюжета представлена некой добродетелью, иконой домашнего уюта, усердно работающей в холодной, плохо освещенной комнате. А мужчина очень напоминает чёрта или демона, который хочет сбить её с праведного пути.
Искусствоведы увидели символ отказа от мужчины в грелке для ног, которая едва заметна в самом низу картины. Специалисты полагают, что грелка словно не только согревает, но и защищает женщину от всех невзгод, как если это был бы мужчина.
Несмотря на символ непорочности (белая блузка) и символ отказа от мужчины (грелка), художник оставил сюжет в подвешенном состоянии.
Сюжет картины «Предложение» Джудит Лейстер перекликается с сюжетом картины «Искушение» Николая Шильдера, только в «Искушении» между соблазнителем и девушкой встаёт сводница, пытающая подзаработать на совращении молодых женщин. В обоих картинах героиня стоит перед выбором и находится в процессе принятия решения. Сохранит ли она честь или возьмёт деньги и пойдёт с мужчиной? Выберет она добродетель или же порок? Этот вопрос останется для зрителя без ответа.