Джон Роддэм Спенсер Стэнхоуп «Мысли о прошлом», 1859 год
На этой картине мы видим молодую рыжеволосую женщину, которая стоит у окна бедного жилища. Она схватилась рукой за свою длинную прядь и грустно смотрит вдаль, словно мучительно переживая какое-то неприятное событие.
Картину создал прерафаэлит Джон Роддэм Спенсер Стэнхоуп, который любил писать жанровые сюжеты и уделял большое внимание символизму. В своей работе под названием «Мысли о прошлом» художник спрятал немало символов, которые мы попытаемся найти и рассмотреть.
Первое, что бросается в глаза — это яркие рыжие волосы героини, в которые она жёстко вцепилась рукой. Что же символизирует цвет её волос? Дело в том, что художник изобразил на своей картине женщину лёгкого поведения, которые в Викторианскую эпоху ярко красили лицо и волосы, чтобы выделяться среди благопристойных дам.
Рыжие волосы были очень популярны у художников-прерафаэлитов. Такой цвет также отсылает к историческим событиям времён Древнего Рима, когда всех проституток обязывали перекрашивать локоны в рыжий, чтобы отличаться от других женщин.
Символом «падшей женщины» также является река Темза, которая в те времена была очень грязной. Картина написана в 1959 году, а 1958 год известен как год «Великого зловония», когда Темза была особенно запущена и испускала страшный смрад.
Через окно также виден мост Ватерлоо, с которого нередко прыгали проститутки, лишая себя жизни. А неподалёку от него находится оживленная улица Лондона Стрэнд, популярная среди падших женщин викторианского периода.
В левом нижнем углу картины можно увидеть мужскую перчатку и трость, что говорит о недавнем пребывании мужчины в квартире.
Брошенная на полу перчатка также может говорить о том, что однажды девушка была покинута мужчиной или изгнана из дома, в результате чего была вынуждена стать женщиной лёгкого поведения. Подобное можно увидеть на картине Уильяма Ханта «Пробуждение совести».
В правом нижнем углу изображён букет фиалок. На языке цветов, с которым были знакомы все викторианцы, фиалки символизировали верность, и тот факт, что они выброшены, чтобы засохнуть и увянуть, может говорить о множественных связях с мужчинами, которые являются реальностью проституции.
Цветы в горшках хоть и увяли, но земля в них сухая, как и душа самой женщины, которая оказалась в тяжёлых обстоятельствах, вероятно, не по своей воле. Именно мысли о грустном прошлом не дают покоя героине картины.
Примечательно, что изначально художник задумывал картину как диптих. В его намерениях было показать жизнь этой женщины до попадания в «древнейшую профессию». Однако мастер отказался от этой идеи и сделал полотно с самостоятельным сюжетом.
В настоящее время работа является частью собрания Лондонской галереи Тейт.