Уильям Холман Хант «Пробуждение совести», 1853 год
Это полотно изображает молодую пару, которую, по всей видимости, связывают романтические отношения. Мужчина и женщина находятся в комнате наедине и на первый взгляд они счастливы. Однако дама привстала и хочет уйти. Что же с ней случилось?
![Уильям Холман Хант «Пробуждение совести», 1853 год Уильям Холман Хант «Пробуждение совести», 1853 год](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2020/05/uilyam-holman-hant-probuzhdenie-sovesti-1853-god-580x800.jpg)
Картина называется «Пробуждение совести» и несёт в себе множество скрытых символов.
У девушки на руках нет обручального кольца, а значит, мужчина не является её мужем.
Кошка под столом играет мёртвой птицей, что символизирует бедственное положение женщины, оказавшейся игрушкой в руках богатого любовника.
Спутанная пряжа на полу символизирует паутину, в которую попала героиня картины, оказавшись любовницей.
Брошенная на полу перчатка может говорить о том, что однажды девушка была покинута мужчиной или была изгнана из дома, в результате чего была вынуждена стать содержанкой.
Положение содержанки также символизируют золотые часы, обрамлённые статуэткой женщины, находящиеся под прозрачным колпаком.
Перевёрнутой отражение в зеркале означает потерянную невинность, а солнечный луч говорит о том, что всё ещё есть надежда на искупление.
![Уильям Холман Хант «Пробуждение совести» Уильям Холман Хант «Пробуждение совести», фрагмент](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2020/05/-63-1024x686.jpg)
Когда мужчина начал играть на пианино песню Томаса Мура «Свет дней былых», женщина начинает пробуждаться. Звуки музыки мысленно возвращают её к прошлому:
Когда в тиши ночной
Оковы сна сжимаются,
Как часто мир иной
Из давности является:
Весёлый свет мальчишьих лет,
Слова любви забытые,
Блеск юных глаз, чей минул час,
Сердца, судьбой разбитые!
Когда в кромешной тьме
Оковы сна сжимаются,
Былые лица мне
И дни припоминаются:
То вспомню о друзьях
Из сомкнутого круга,
Которых на глазах
Смело, как листья вьюгой.
А я лишь тот, кто сам бредёт
Из праздничного зала,
Помят наряд, и гости спят,
И больше нету бала!
Поднявшись с колен любовника, женщина смотрит в залитый солнцем сад, отражающийся в зеркале на стене. Она вспоминает начало своего трудного пути, былую невинность и ещё не до конца утраченную юность.
![Уильям Холман Хант «Пробуждение совести» Уильям Холман Хант «Пробуждение совести», фрагмент](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2020/05/-64.jpg)
Хант, будучи прерафаэлитом, очень ответственно отнёсся к написанию этой картины. Во время работы над ней, художник поселился в борделе в районе Лондона Сент Джонс Вуд, чтобы правдоподобно написать обстановку комнаты.
Изначально художник запланировал эту картину как ответ к своей религиозной работе «Светоч мира», которая изображает Иисуса Христа, стучащегося в закрытую дверь. Эта дверь заросла бурьяном, видно, что она давно уже не открывалась. К тому же на ней снаружи нет ручки, а значит отворить можно только изнутри.
![Уильям Холман Хант «Светоч мира», 1853 год Уильям Холман Хант «Светоч мира», 1853 год](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2020/05/1853-1-1-399x800.jpg)
На примере «Пробуждения совести» Хант хотел показать, как дух небесной любви призывает душу отказаться от низшей жизни, открывая её закрытое сердце изнутри.
Викторианский искусствовед Джон Рёскин высоко оценил работу Ханта, написав в газете «Таймс» 25 мая 1854 года:
«на самой кромке платья бедной девушки, над которой художник трудился так тщательно, нить за нитью, написана история её жизни, как быстро её чистая белизна оказалась испачкана пылью и дождем».
Изначально на лице героини лежало отражение боли и ужаса, однако покупатель картины Томас Фейрберн попросил художника смягчить черты и добавить девушке мягкости.
Картина несколько раз передавалась по наследству, пока не была подарена Британской галерее Тейт в 1976 году.