Василий Верещагин «Не замай — дай подойти!», 1895 год
На этой картине мы видим густую заснеженную чащу, в глубине которой можно разглядеть группу затаившихся мужчин. Главный герой сюжета держит в руках топор и явно готов к нападению. Что же происходит в этом зимнем лесу?
Картину написал известный любитель исторических мотивов Василий Верещагин. Мастер назвал работу «Не замай — дай подойти!». Устаревшее выражение «не замай» означает «не трогай». То есть мужики в лесу ожидают приближения врага, чтобы не спугнуть его заранее.
На картине художник изобразил реальный исторический момент, который он описал на страницах своей книги «Наполеон в России». Главный герой сюжета — Семён Архипыч, староста в одной из деревень Краснинского уезда Смоленской губернии. Непросто пришлось этому человеку в годы войны 1812 году, но он показал себя настоящим героем.
Чтобы сбить русских сельчан с толку, французы стали распускать слух, будто смоленские земли больше никогда не будут русскими, поэтому многие начинали помогать врагам, встречать хлебом-солью, делиться запасами. В деревне начались брожения, и старосту перестали слушать.
Однако до села вскоре дошли известия о тех зверствах, который вытворяют французы на русских землях, поэтому дело быстро переменилось. Семён Архипыч с благословения местного батюшки и одобрения властей собрал партизанский отряд из односельчан, который и стал охотиться на врага в смоленских лесах.
На картине Верещагина вы видим тот момент, когда партизаны, затаившись, ждут приближения французских солдат.
«Не замай!.. Дай подойти! — шепчет деревенский староста Семён Архипыч, сжимая побелевшими пальцами топор, вынутый этим утром из колоды на заднем дворе. — Пущай минут. Сзаду навалимся!» И стоят, не дыша, мужики, послушные слову старшего односельчанина. Лишь в глазах свинцом тяжелеет решимость полечь самим, но не дать врагу уйти сегодня из этого леса.
Во время войны отряд Архипыча уничтожил около 1,5 тысяч вражеских солдат, а около 2 тысяч было взято в плен и сдано властям.
Картина «Не замай — дай подойти!» является левой частью триптиха «Старый партизан». Центральную часть триптиха представляет картина «С оружием в руках — расстрелять!». На ней изображена сцена расстрела партизан.
Семёна Архипыча и ещё троих крестьян схватили в деревне в воскресенье, когда они выходили с обедни:
«Ничего не понимал Семен Архипович — очень уж был избит, кости ныли, в голове трещало; как в тумане он видел, что с ним вместе захватили еще 3 крестьян: рыжего Федьку, который так часто отправлял неприятелей на тот свет, Григория Толкачева, что спасся из Москвы, и, должно быть, крепко помятого, потому что он что-то охал, стонал, да хромого Еремея, бывшего у них кузнецом и слесарем и на весь отряд точившего сабли и пики».
Партизан привели к Наполеону, который грелся у костра вместе с Мюратом. Предводитель французов приказал расстрелять всех, кто с оружием в руках. Оружие оказалось у всех, кого привели.
Правую часть триптиха представляет картина «В штыки! Ура! Ура!». Она изображает сражение под городом (ныне посёлок) Красное.
Русские войска под начальством Милорадовича и принца Евгения Вюртембергского ударили солдат вице-короля Евгения Богарне . Вице-король хотя и пробился, воспользовавшись темнотой ночи, в Красное, однако понёс очень большие потери.
Старший сын Семёна Архипыча Иван служил в одном из гренадерских полков. Он оказался в бою под Красным, где и увидел в лесу запорошенные снегом останки партизан. Среди них узнал и своего отца.
Посетив родную деревню, Иван рассказал сельчанам о мученической кончине старосты. О его подвигах сложилась целая легенда: нашлись видевшие своими глазами, как Архипыч положил много врагов, прежде чем попасть в плен, а его внуки рассказывали, что старый герой едва успевал «заряжать да палить».