Василий Перов «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», 1862 год
Это полотно появилось на свет, благодаря чиновникам Мытищинской управы, которые заказали набирающему популярность Перову картину, воспевающую местный быт и колорит. Вот только получили заказчики совсем не то, что ожидали.
Чаепития в Мытищах были чрезвычайно модными в то время из-за хвалёных местных источников с очень вкусной водой. Здесь процветали многочисленные чайные дворы, расположенные как в помещении, так и на улице.
Именно картину, изображающую местное чаепитие, и хотели получить чиновники, вот только Перов написал её в своём обличительном и остро-социальном стиле.
Сюжет картины «Чаепитие в Мытищах близ Москвы» изображает чаепитие в тенистом саду. За столом сидит священник, который потягивает из блюдечка чай. На заднем плане виден ещё один чаёвничающий служитель церкви.
Хозяйка заведения одной рукой подливает в самовар воду, а другой — отталкивает непрошеных гостей. Слепой солдат-инвалид и нищий мальчик пришлись явно не ко двору. Никто из героев картины не спешит подавать им милостыню или хотя бы просто напоить чаем.
Перов словно разделил картину на две части, противопоставляя её героев: с одной стороны сытые, чистые и хорошо одетые люди, а с другой стороны — нищие оборванные попрошайки, которые вечно всем мешают.
Образ попа получился у художника наиболее карикатурным — его толстый живот, красное от горячего чая лицо и равнодушный взгляд явно отражают не самого хорошего человека. А, учитывая, что он не шелохнулся во время прихода нищих, и даже, наоборот, отклонился от них, ставится под сомнение искренность его служения Богу.
По одежде калеки сразу понятно, что он был участником войны, в которой и потерял свою ногу, там же, вероятно, лишился и зрения. Мальчик вполне может быть его сыном или просто сиротой, которому больше некуда деться, кроме как просить милостыню.
Эти люди определённо заслуживают сострадания и какой-нибудь минимальной помощи. Однако хозяйка даже не хочет напоить путников чаем.
Сюжет для картины Перов взял не из головы — он действительно видел подобный случай, который очень возмутил его. Эту обличительную историю художник и воссоздал на полотне, которое заказали ему мытищинские чиновники.
Однако заказчики не были готовы к подобному сюжету, ведь они ожидали совсем другого. Чиновник нужен был хвалебный, а не обличительный сюжет.
Неудивительно, что от готовой картины управа Больших Мытищ отказалась. Но Перов ничего не потерял, поскольку картину сразу же купил для своей галереи Павел Третьяков. Там работа выставляется и по сей день.