Василий Перов «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», 1862 год
Это полотно появилось на свет, благодаря чиновникам Мытищинской управы, которые заказали набирающему популярность Перову картину, воспевающую местный быт и колорит. Вот только получили заказчики совсем не то, что ожидали.
![Василий Перов «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», 1862 год](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2021/01/451767f5-1b31-4c37-bf5a-025b4dd0417c_1.f16f4374e9b4f5afcaf108ac3a8a1b12-800x719.jpeg)
Чаепития в Мытищах были чрезвычайно модными в то время из-за хвалёных местных источников с очень вкусной водой. Здесь процветали многочисленные чайные дворы, расположенные как в помещении, так и на улице.
Именно картину, изображающую местное чаепитие, и хотели получить чиновники, вот только Перов написал её в своём обличительном и остро-социальном стиле.
Сюжет картины «Чаепитие в Мытищах близ Москвы» изображает чаепитие в тенистом саду. За столом сидит священник, который потягивает из блюдечка чай. На заднем плане виден ещё один чаёвничающий служитель церкви.
Хозяйка заведения одной рукой подливает в самовар воду, а другой — отталкивает непрошеных гостей. Слепой солдат-инвалид и нищий мальчик пришлись явно не ко двору. Никто из героев картины не спешит подавать им милостыню или хотя бы просто напоить чаем.
![Василий Перов «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», фрагмент](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2021/01/451767f5-1b31-4c37-bf5a-025b4dd0417c_1.f16f4374e9b4f5afcaf108ac3a8a1b12-1-800x562.jpeg)
Перов словно разделил картину на две части, противопоставляя её героев: с одной стороны сытые, чистые и хорошо одетые люди, а с другой стороны — нищие оборванные попрошайки, которые вечно всем мешают.
Образ попа получился у художника наиболее карикатурным — его толстый живот, красное от горячего чая лицо и равнодушный взгляд явно отражают не самого хорошего человека. А, учитывая, что он не шелохнулся во время прихода нищих, и даже, наоборот, отклонился от них, ставится под сомнение искренность его служения Богу.
По одежде калеки сразу понятно, что он был участником войны, в которой и потерял свою ногу, там же, вероятно, лишился и зрения. Мальчик вполне может быть его сыном или просто сиротой, которому больше некуда деться, кроме как просить милостыню.
![Василий Перов «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», фрагмент](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2021/01/451767f5-1b31-4c37-bf5a-025b4dd0417c_1.f16f4374e9b4f5afcaf108ac3a8a1b12-2-800x593.jpeg)
Эти люди определённо заслуживают сострадания и какой-нибудь минимальной помощи. Однако хозяйка даже не хочет напоить путников чаем.
Сюжет для картины Перов взял не из головы — он действительно видел подобный случай, который очень возмутил его. Эту обличительную историю художник и воссоздал на полотне, которое заказали ему мытищинские чиновники.
Однако заказчики не были готовы к подобному сюжету, ведь они ожидали совсем другого. Чиновник нужен был хвалебный, а не обличительный сюжет.
Неудивительно, что от готовой картины управа Больших Мытищ отказалась. Но Перов ничего не потерял, поскольку картину сразу же купил для своей галереи Павел Третьяков. Там работа выставляется и по сей день.