Поль Деларош «Казнь Джейн Грей», 1833 год
На этом полотне изображена молодая женщина в кремовом перламутровом наряде. Вот только окружающий пейзаж не соответствует такому платью — это место больше похоже на тёмное подвальное помещение. Да и глаза у героини картины почему-то завязаны. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.
Произведение носит название — «Казнь Джейн Грей». Его создал французский живописец Поль Деларош, который любил писать картины по мотивам реальных исторических событий. Не стала исключением и эта работа, изображающая Джейн Грей — правнучку короля Генриха VII.
Джейн Грей получила в народе прозвище «королева девяти дней». Несмотря на своё монаршее происхождение, она была лишь четвёртой в очереди среди всех престолонаследников, поэтому не имела высоких шансов на трон.
В то время у власти был 15-летний Эдуард VI, а прямой наследницей трона была его старшая сестра Мария. Но смертельно больной король назначил своей преемницей Джейн, разделявшую с ним протестантскую веру.
После смерти монарха Джейн находилась на троне всего девять дней. Мария возглавила мятеж, который завершился для неё успешно. А Джейн Грей была казнена вместе со своим мужем.
Есть предание, что силы покинули Джей прямо перед самой казнью. Её глаза были завязаны и дорогу к плахе найти она не могла. «Что теперь делать? Где она плаха?» — спрашивала молодая королева. По словам очевидцев, к плахе арестантку подвёл какой-то человек из толпы. Именно этот момент казни и изобразил на своей картине Деларош.
В процессе работы он создал много эскизов, тщательно выписывая детали героев сюжета. Считается, что все действующие лица были списаны с натуры. Натурщицей для идущей на казнь Джейн, предположительно, была актриса Анаис Обер.
Особого внимания на картине заслуживает платье королевы, которое выглядит очень реалистично. Он было написано свинцовыми белилами с примесями охры, кобальтовой сини и кассельской коричневой. Благодаря такому сочетанию, платье кажется перламутровым.
«Казнь Джейн Грей» была представлена публике 1 марта 1834 года на открытии Парижского художественного салона. Она вызвала большой резонанс в обществе и стала одним из самых обсуждаемых художественных произведений.
Части критиков не понравилась чрезмерная театральность сюжета. Мол, картина похожа на постановку, из-за чего нет ощущения реальности происходящего. Но большая часть аудитории всё же восприняла полотно на «ура», сделав Делароша триумфатором выставки.
Спустя годы, интерес к академической живописи пропал, и картина стала забываться. Её убрали в подвал Национальной галереи Лондона, где она была повреждена в результате разлива Темзы. Вскоре об этой произведении искусства все забыли и много лет считали утерянным, пока однажды случайно не обнаружили.
Картину реставрировали и вновь вывесили в Национальной галерее, где она находится и по сей день. Совершенно неожиданно полотно вновь стала популярным и в течение десятилетий остаётся одним из самых востребованных экспонатов музея.