Владимир Маковский «Приезд учительницы в деревню», 1897 год
На этой картине мы видим двух женщин, одна из которых сидит за столом, а другая стоит за её спиной. Давайте попробуем разобраться, что же это за женщины, и о чём нам рассказывает сюжет полотна.
Картину создал живописец Владимир Маковский, который любил воплощать бытовые сюжеты из жизни простых людей. Полотно называется «Приезд учительницы в деревню», что прямо говорит нам о статусе главной героини. Именно учительница сидит, пригорюнившись, за столом возле сельского домика.
Местные жители поспешили накормить гостью с дороги «чем Бог послал»: на столе мы видим огурцы, яйца, варёную картошку, чай, а также квас или молоко в крынке. Хозяйка дома стоит возле учительницы с самоваром — она готова в любой момент подлить ей чаю.
Но почему героиня Маковского не рада такому тёплому приёму? Она сидит, глядя в одну точку, и даже ничего не ест. Видно, что женщина тяжело пережила этот переезд и совсем не хочет здесь находится. Хотя понять её не трудно.
По одежде учительницы мы видим, что она городская, поэтому деревенская жизнь совсем не привлекает её. Кроме того, здесь нет ни друзей, ни родных, а для связи в те времена были только письма, которые шли довольно долго. Поэтому адаптироваться нашей героине будет очень тяжело.
Со временем она может привыкнуть к своей новой жизни, но перспектив для развития всё равно не видно. Ни карьерный рост, ни замужество молодой учительнице здесь не светят. За простого крестьянина выйти она не могла. Разве что могло повезти с таким же, как и она учителем, ну или с фельдшером.
Для жилья ей вряд ли выделят отдельную избу. Скорее всего, женщине предоставят комнату в одном из деревенских домой, где уже проживает какая-либо семья.
Работа в сельской школе фактически становилась для женщины жизненным тупиком, выбраться из которого было довольно сложно. Зарплата была небольшой, поэтому сделать какие-то крупные сбережения, чтобы уехать, возможности не было. Связь с городской культурой с годами терялась, и учительницы постепенно дичали.
Глядя на эту учительницу, вспоминается рассказ А. П. Чехова «На подводе»:
«В учительницы она пошла из нужды, не чувствуя никакого призвания; и никогда она не думала о призвании, о пользе просвещения, и всегда ей казалось, что самое главное в её деле не ученики и не просвещение, а экзамены. И когда тут думать о призвании, о пользе просвещения? Учителя, небогатые врачи, фельдшера при громадном труде не имеют даже утешения думать, что они служат идее, народу, так как все время голова бывает набита мыслями о куске хлеба, о дровах, плохих дорогах, болезнях. Жизнь трудная, неинтересная, и выносили её подолгу только молчаливые ломовые кони, вроде этой Марьи Васильевны; те же живые, нервные, впечатлительные, которые говорили о своем призвании, об идейном служении, скоро утомлялись и бросали дело».