Александр Маковский «У печки. Новая обязанность», 1918 год
На этой картине мы видим женщину, которая стоит с ухватом возле печи. Она готовит обед и то ли ставит, то ли вынимает котелок из печи.
![Александр Маковский «У печки. Новая обязанность», 1918 год](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2022/12/aleksandr-makovskij-u-pechki.-novaya-obyazannost-1918-god-762x800.jpg)
Героиня хлопочет по хозяйству на кухне достаточно бедного дома. В помещении довольно грязно, печь давно не белена, полы давно не крашены.
Однако для такой обстановки, да и для такой работы женщина одета довольно странно — на ней модные дорогие ботинки, красивое платье, явно не предназначенное для хозяйственных работ, модный чепец, сапфировые серьги.
Зачем же она так оделась для готовки возле грязной печки?
Ответ прост — скорее всего у героини просто нет другой одежды.
Картина называется «Новая обязанность», а написана она в 1918 года, как раз вскоре после революции. Тогда многие дворяне и просто обеспеченные люди враз лишались средств к существованию, их не брали на работу и им просто грозил голод.
А ещё большинство «бывших» сгоняли с квартир и они оказывались буквально на улице. Конечно, такие люди были рады любому заработку, лишь бы не умереть с голоду.
Скорее всего героиня картины как раз является представительницей таких «бывших». Возможно она была дворянкой, а может быть даже графиней.
Не исключено, что она была хозяйкой имения, из которого её выгнали, а усадьбу разграбили. Женщину приютил кто-то из крестьян в обмен на помощь по хозяйству, вот она и старается, делает что может, лишь бы не остаться без крова. Может крестьяне даже и не платят ей, а просто предоставляют кров и еду.
![Александр Маковский «У печки. Новая обязанность», фрагмент](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2022/12/aleksandr-makovskij-u-pechki.-novaya-obyazannost-fragment-800x621.jpg)
Конечно, такие обязанности для героини новые и малоприятные. На лице женщины читается страдание. Она и представить не могла, что ей когда-нибудь придётся выполнять подобную работу.
Однако даже в такой ситуации будущее героини довольно туманно. Дворян, не успевших уехать за границу, чаще всего расстреливали или отправляли в лагеря.
Хотя, конечно, бывали и исключения. Например, советский писатель Сергей Голицын был потомственным князем, за что его постоянно увольняли со всех работ, как только этот факт всплывал.
![Писатель Сергей Михайлович Голицын](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2022/12/pisatel-sergej-mihajlovich-goliczyn-601x800.jpg)
Ему помогло участие во Второй Мировой войне. Он заработал много наград и заслужил уважение высшего руководства, после этого на дворянское прошлое стали закрывать глаза, и он стал довольно известным писателем.
Остаётся надеяться, что и героине картины поможет какой-нибудь случай. Может старые знакомые помогут ей выехать за границу или она удачно выйдет замуж. А может так и останется доживать свой век с крестьянами и вступит в колхоз. Всё это художник оставил на додумывание зрителям.