Джузеппе Арчимбольдо, «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна», ок. 1590
На этой картине изображено непонятное существо, собранное из овощей, фруктов, цветов и растений. Его нос сделан из груши, щёки — из яблок, шея — из кабачков, редьки, лука и чеснока. Однако в целом этот овощной образ очень напоминает человека. Давайте попробуем разобраться, что же тут изображено.
Картину написал известный итальянский живописец Джузеппе Арчимбольдо, который таким странным образом воплотил на холсте портрет императора Рудольфа II. Почему же этот монарх выглядит так необычно? Дело в том, что художник написал его в образе Вертумна — древнеиталийского Бога времён года и плодородия. Этот Бог обычно изображался преимущественно в виде садовника с садовым ножом и дарами природы.
Друг художника, поэт и историк Грегорио Команини так описывал эту картину: «Глаза на лице его — это звёзды Олимпа, его грудь — воздух, его живот — земля, его ноги — бездны. Одежда его — плоды и трава…».
Хотя портрет имеет юмористический оттенок, сам император был от него в полном восторге. Монарху очень понравилось предстать в виде божественного существа, причём и внешнее сходство портрета с оригиналом просто поразительно.
За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. Это гарантировало, что Архимбольдо и его наследники будут получать постоянный доход на протяжении нескольких поколений.
Почему же Арчимбольдо решился написать Рудольфа II в таком необычном стиле? Дело в том, что художник в целом был склонен к такому жанру. Он прослыл эксцентричным портретистом, поскольку часто изображал людей в виде собранных даров природы или каких-либо предметов. Многим это очень нравилось, поэтому творчество Арчимбольдо пользовалось спросом среди его современников.
Живописец создавал не только картины, но и эскизы костюмов к различным праздникам и торжественным процессия. Всё это было эксцентричным, ярким и пёстрым, как раз в стиле Арчимбольдо.
Несмотря на невероятную славу, после смерти художника его стиль не нашёл продолжения. Наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
Лишь в начале 20 века Арчимбольдо был заново открыт модернистами и сюрреалистами . Мы можем увидеть отголоски его работ в творчестве Пабло Пикассо, Джорджа Гроса, Рене Магритта и особенно Сальвадора Дали. Дали называл Арчимбольдо «отцом сюрреализма».