Джузеппе Арчимбольдо, «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна», ок. 1590
На этой картине изображено непонятное существо, собранное из овощей, фруктов, цветов и растений. Его нос сделан из груши, щёки — из яблок, шея — из кабачков, редьки, лука и чеснока. Однако в целом этот овощной образ очень напоминает человека. Давайте попробуем разобраться, что же тут изображено.
![Джузеппе Арчимбольдо, «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна», ок. 1590](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2021/05/lossy-page1-800px-vertumnus_arstidernas_gud_malad_av_giuseppe_arcimboldo_1591_-_skoklosters_slott_-_91503.tiff-645x800.jpg)
Картину написал известный итальянский живописец Джузеппе Арчимбольдо, который таким странным образом воплотил на холсте портрет императора Рудольфа II. Почему же этот монарх выглядит так необычно? Дело в том, что художник написал его в образе Вертумна — древнеиталийского Бога времён года и плодородия. Этот Бог обычно изображался преимущественно в виде садовника с садовым ножом и дарами природы.
Друг художника, поэт и историк Грегорио Команини так описывал эту картину: «Глаза на лице его — это звёзды Олимпа, его грудь — воздух, его живот — земля, его ноги — бездны. Одежда его — плоды и трава…».
Хотя портрет имеет юмористический оттенок, сам император был от него в полном восторге. Монарху очень понравилось предстать в виде божественного существа, причём и внешнее сходство портрета с оригиналом просто поразительно.
![Портрет Рудольфа II кисти Мартино Рота](https://kartinysistoriey.ru/wp-content/uploads/2021/05/28-1-1-800x593.jpg)
За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. Это гарантировало, что Архимбольдо и его наследники будут получать постоянный доход на протяжении нескольких поколений.
Почему же Арчимбольдо решился написать Рудольфа II в таком необычном стиле? Дело в том, что художник в целом был склонен к такому жанру. Он прослыл эксцентричным портретистом, поскольку часто изображал людей в виде собранных даров природы или каких-либо предметов. Многим это очень нравилось, поэтому творчество Арчимбольдо пользовалось спросом среди его современников.
Живописец создавал не только картины, но и эскизы костюмов к различным праздникам и торжественным процессия. Всё это было эксцентричным, ярким и пёстрым, как раз в стиле Арчимбольдо.
Несмотря на невероятную славу, после смерти художника его стиль не нашёл продолжения. Наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
Лишь в начале 20 века Арчимбольдо был заново открыт модернистами и сюрреалистами . Мы можем увидеть отголоски его работ в творчестве Пабло Пикассо, Джорджа Гроса, Рене Магритта и особенно Сальвадора Дали. Дали называл Арчимбольдо «отцом сюрреализма».