Сэмуэль Люк Филдс «Поступающие в дом временного пребывания», 1874 год
На этой картине мы видим группу людей, которые стоят вдоль стены обшарпанного здания. Здесь есть и мужчины, и женщины, и дети. Все они выглядят бедными, несчастными и обездоленными. Кто же эти люди и почему они стоят под стеной? Попробуем разобраться.
Картину написал викторианский художник Сэмуэль Люк Филдс, который часто создавал полотна с острыми социальными сюжетами. Эта работа называется «Поступающие в дом временного пребывания», то есть, на первый взгляд, люди ждут, чтобы их пустили в ночлежку. Но на самом деле всё не так просто.
Здание, под которым стоят обездоленные, является не ночлежкой, а полицейским участком. Здесь люди ждут, когда им дадут билет для временного посещения работного дома на одну ночь.
Бедняки Викторианской эпохи не хотели селиться в работных домах на постоянной основе, поскольку условия в этих заведениях были ужасными. В первую очередь люди не могли находиться там семьями — женщин и мужчин разделяли, в том числе и детей. То есть мать с сыном непременно были бы разлучены.
Бедняки не просто не хотели в работный дом — они боялись его до ужаса, считая, что живыми оттуда выйти не удастся. В какой-то степени, это было правдой.
В работном доме было очень плохая и однообразная, непосильная и рутинная работа (например, дробление камней, измельчение костей для удобрений, измочаливание конопляных верёвок для пеньки), дети работали на шахтах, подрывая своё здоровье с ранних лет.
Обитатели работных домой должны были носить униформу, а внутренний распорядок этого учреждения почти ни чем не отличался от тюремного.
Так писал о работном доме шотландский исследователь Джеймс Грант:
Когда они входят в ворота работного дома, им начинает казаться, что они попали в огромную тюрьму, откуда их вызволит только смерть… Многие обитатели работного дома считают его гробницей, в которой их похоронили заживо. Это могила всех их земных надежд…
Но вернёмся к нашей картине. Как мы уже поняли, изображённые на ней бедняки категорически не хотят жить в работном доме, но при этом у них нет своего жилья, а ночевать где-то надо. Что же им было делать?
Обездоленные люди шли в полицию, где стражи порядка должны были удостовериться в том, что они действительно нуждаются. Тогда нищие получали особый билет, по которому они могли переночевать в работном доме одну ночь, а утром обязаны были уйти. Следующим вечером бродяги должны были стоять в очереди заново.
Сэмуэль Филдс воплотил на картине сцену, которую он увидел своими глазами, когда переехал в Лондон. Художник заплатил нескольким бездомным, чтобы они позировали для него.
На картине Филдс показал причины тяжёлого положения бедных людей, которые представлены самыми разнообразными: один похож на пьяницу, другой — калека, есть и женщина- вдова с ребёнком, и разорившийся франт в цилиндре.
Изначально мастер создал гравюру, которая называлась «Бездомные и голодные», а уже потом на её основе была написана картина. Гравюра была опубликована в первом выпуске лондонской газеты The Graphic , вышедшем в декабре 1869 года.
На гравюру обратил внимание прерафаэлит Джон Эверетт Милле, который показал её писателю Чарльзу Диккенсу. Диккенс был настолько впечатлён работой Филдса, что немедленно поручил ему проиллюстрировать своё произведение «Тайна Эдвина Друда».
В настоящее время гравюра находится в собрании Королевского колледжа Холлоуэя в Лондоне. Масляная копия является частью коллекции коллекции Галереи Тейт.